Рыночные отношения завоевали этот мир
Когда мы оцениваем моральную или материальную вовлеченность людей в волонтерство, мы должны опираться на психологию.
Сейчас у нас эпоха информационных технологий с потребительским уклоном. При этом людям свойственно стремление реализовать себя, стать достойными членами социума. Отсюда возникает желание помочь другим. Ведь волонтерство — это то самое «окошко», которое позволяет показать себя через благотворительную деятельность. Даже если реализация проходит через баллы или другие бонусы.
Особенно это касается молодых людей, подростков, которые нуждаются в подсказках о том, как им действовать дальше, куда развиваться в перипетиях этой сложной жизни. Такие люди хватаются за соломинку, которая им «по зубам», и через нее пытаются понять, чем они хотят заниматься.
Кто-то, возможно, находит себя в зарабатывании баллов и денег, кто-то встает на более благородный и честный путь. Однако у этой системы есть минусы. Они заключаются в том, что мы живем в эпоху рыночных отношений, которая формировалась многие годы. А эта эпоха пронизана формулой Адама Смита — когда мы идем на работу и выпекаем хлеб, мы не руководствуемся стремлением помочь другим.
Мы делаем свое дело, потому что хотим заработать деньги и содержать себя. Так сказать, делаем благо во благо себе. А с учетом того, что наш мир — это и есть, по сути, одни большие рыночные отношения, у многих людей отсутствуют представления о том, что есть хорошо, а что плохо. Например, возьмем простой вопрос — вы не совершаете преступлений, потому что это запрещено или потому что вы знаете: это делать нельзя?
Некоторые волонтеры в попытках получить желаемые баллы, какие-то другие привилегии совершенно забывают о том, зачем изначально придумана такая деятельность. Добровольцы должны хотеть помогать искренне, а не потому что уверены, что после работы получат какую-либо награду. Такой «рыночный» подход к благотворительной деятельности приводит к эгоцентризму. Сам смысл в волонтерстве от этого теряется. Конечно, я уверен, что не все добровольцы корыстолюбивые. Однако молодежи стоит показывать, для чего на самом деле создается благотворительная деятельность.
Среди педагогической среды нет четкого ориентира, по которому можно было бы воспитать альтруизм. Но хочется верить, что большинство волонтеров руководствуются желанием помочь, а не получить бонусы.