Что думают эксперты о читателях, издателях и продавцах в эпоху маркетплейсов

Книжным магазинам в наше время непросто - это скажет любой эксперт. Как развиваться и оставаться конкурентоспособными в условиях падения покупательской способности и жесткой конкуренции с маркетплейсами (интернет-магазинами, онлайн-платформами)? Как эффективнее работать с покупателем? Наболевшие темы обсудили представители отрасли на конференции "Развитие книжной розницы в России. Механизмы обеспечения конкурентоспособности".

Что думают эксперты о читателях, издателях и продавцах в эпоху маркетплейсов
© Российская Газета

Кому "романтэзи"?

Гендиректор издательства "ЭКСМО" Евгений Капьев проанализировал опыт британских книжных магазинов. Они все больше уходят от бестселлеров к рекомендательным сервисам для конкретной аудитории. Книжные выкладки формируют на основе изучения портрета своего покупателя и спроса. Еще тренд - жанровое переструктурирование магазинов:

"Прошлый год во всем мире назван годом romantasy: это соединение романтики и фэнтези. В наших магазинах есть полка "романтэзи"? А ведь это самая продаваемая ниша на рынке - то, что покупатели вынуждены искать в любовных романах или фантастике. Интересно, что young adult стал уходить в более младшую аудиторию, ее называют "тинейджер". Думаю, это будет новый драйвер продаж".

Что с розницей?

Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей, представила итоги 2023 года. Общий оборот книжной отрасли (совокупно рынок печатной книги, бюджетные продажи и рынок цифровых книг) составил 118,7 млрд руб., что на 8,1% выше уровня предыдущего года. Рынок растет за счет интернет-магазинов - рост составил 25,3%. И электронных книг - плюс 19%.

Падение продаж в классической книжной рознице продолжается уже последние несколько лет. В 2023 году оно составило 4,9% в рублях и 12,5% в экземплярах. Снижение трафика в книжных магазинах сопровождалось очередным ростом цен на книги. Магазины получали от издательств книги на 11,5 % дороже уровня предыдущего года.

Эксперт сообщила и об итогах масштабного мониторинга и составлении карты книжных магазинов России. На первом этапе были проработаны города с населением более 100 тыс. человек: "2533 книжных магазина - собранные данные мы представили на карте на нашем сайте askr.life. Уровень обеспеченности книжными магазинами даже городов-миллионников остается катастрофически низким. В Москве насчитывается 235 книжных магазинов, но обеспеченность ими составляет всего лишь один на 55,8 тыс. жителей. Это один из самых низких показателей по стране. Казань является лидером: здесь 50 книжных магазинов, один на 25,2 тыс. жителей".

Каковы главные проблемы книжных магазинов? Во-первых, это ценовой демпинг со стороны маркетплейсов. Во-вторых, рост арендной платы и налогов. Операционные затраты растут: за 2023 год они увеличились на 6,3 %. В результате многие книжные магазины становятся убыточными, им приходится закрываться. По данным экспертного опроса АСКР, за два прошедших года закрыты 86 магазинов, в 2024-м тоже ожидаются закрытия.

Магазинам нужна системная поддержка. Президент АСКР уверена, что прежде всего необходимо продлить действие федерального закона об отнесении книжных магазинов к социальному предпринимательству и выполнить комплекс мер поддержки, предусмотренных в рамках этого закона.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Инга Бугулова

Гарри вышел в тираж?

"В 2023 году мы закрыли 4 магазина. Продажи книг упали на 3,8% в рублях и на 10,7% в экземплярах, то есть рост был обеспечен за счет других групп товаров. В целом доходность по книгам упала на 10,5%", - сообщил Борис Мусташкин, гендиректор сети "Дом книги" и "Книга+".

Проблемы в книжной рознице нарастают год от года. Но главная - это жесткая ценовая конкуренция с маркетплейсами. Например, продажи одного из бестселлеров - "Гарри Поттера" упали настолько, что книжная серия перестала быть хитом. И этому есть объяснение: перед Новым годом книги о Гарри Поттере стоили на маркетплейсах на 50-60% дешевле, чем в книжных магазинах.

Какова ориентация?

Главная стратегия книжного магазина "Москва" - клиентоориентированность. Здесь стараются максимально изучить своего покупателя, его потребности. С 2000-х годов магазин проводит социологические опросы, тогда это были бумажные анкеты и интервью в зале, теперь - электронные опросы.

"Персонификация - важное направление нашей работы. Удержать клиента легче и дешевле, чем привлечь нового, поэтому нужно быть очень актуальными, держать руку на пульсе и очень быстро реагировать на тренды, узнавать, что именно сейчас хотят покупатели и зачем они именно сейчас приходят к вам в магазин", - убеждена Ирина Павлюкова, менеджер по развитию книжного магазина "Москва".

Магазин "Москва" одним из первых в стране разработал рекомендательный сервис по книгам. Здесь постоянно отслеживают новые тренды и обновляют подходы к рекомендациям. На мониторах информация, что покупают каждый час. Реальные чеки по залам.

Ирина отметила еще один интересный тренд, выявленный в результате опроса. Если в начале 2000-х годов только 15% людей говорили про книгу как про подарок, то в этом году таких уже 40%! Еще один стимул для работы с ассортиментом.

Не надо бриться?

Алексей Андрианов, исполнительный директор сети "Моя книга", зарядил аудиторию оптимизмом.

Его рассказ о мерах поддержки в рамках закона о социальном предпринимательстве и креативных акциях воодушевил собравшихся.

Поддержку в рамках ФЗ N355 от 02.07.2021 года могут получить книжные магазины - субъекты малого и среднего предпринимательства, доля реализации книг у которых составляет 55% и более процентов. Следующий шаг - нужно пройти бесплатное обучение и подать заявку. Она оценивается по нескольким критериям: процент софинансирования (чем больше, тем больше баллов набирает заявка), стаж компании. В итоге "Моя книга" получила грант в размере 500 тыс. рублей на ремонт магазина и его ребрендинг.

С прошлого года "Моя книга" стала тестировать точечные акции, информация о которых распространяется только через соцсети: "Мы стараемся не быть "плоским книжным магазином", быть интересными для покупателей. Например, 21 июля, в день рождения Эрнеста Хемингуэя, всем, кто приходил с бородой, давали скидку 30%, а кто приходил в свитере с высоким воротом - 40%. Акция прошла на ура, был хороший отклик в социальных сетях. В день рождения Пушкина давали скидки всем за кудрявые прически".

Книжные магазины не складывают крылья, а продолжают развиваться, придумывают новые нестандартные акции. А издатели готовы помогать, понимая, что как бы сложно сегодня ни было, мы все - в одной лодке. Книжные магазины должны становиться не просто точкой продаж, а пространством для общения и обсуждения книг, важнейшим культурным и интеллектуальным центром города. Чтобы вслед за великим композитором Антоном Рубинштейном мы могли судить о городе по количеству и качеству книжных магазинов.