Родительская суббота 13 апреля: как провести ее правильно и что делать нельзя

13 апреля 2024 года православная церковь отмечает Родительскую субботу, день общецерковной молитвы о наших усопших близких. 13 апреля - третья Родительская неделя в этом году, но для большинства регионов России она первая, когда погода позволяет после богослужения поехать на кладбище, чтобы помянуть близких уже там. Поэтому "РГ" решила выяснить, как провести Родительскую субботу 13 апреля правильно? Что надо сделать в этот день, а что делать нельзя?

Родительская суббота 13 апреля: как провести ее правильно и что делать нельзя
© Российская Газета

Священники не устают напоминать: начинать Родительскую субботу надо в храме, и только после богослужения можно ехать на кладбище. Потому что для усопших молитва гораздо важнее, чем весенняя уборка могил. Привести в порядок могилу можно в любой другой теплый день, кроме Пасхи и Светлой недели - в эти дни кладбища не посещают.

Строго говоря, усопших в церкви поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому в церкви используется слово "усопшие", а не "умершие"). Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особым образом поминаем усопших близких - они называются родительские. Но молятся в дни Родительских суббот не только о родителях, да и вообще, не только об усопших родных. Родительские субботы - это дни особого общецерковного поминовения всех усопших православных христиан, когда в храмах читают специальные поминальные молитвы.

Самая важное поминовение усопших воцерковленных христиан совершается во время Божественной Литургии, которая служится утром Родительской субботы. Чтобы священник помянул близких во время Литургии, верующие подают записки с именами: "О здравии" - за ныне живущих, "Об упокоении" - с именами усопших. Кроме того, есть специальная служба об усопших - панихида, заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие христиане. Само слово "панихида" произошло от греческих слов "петь всю ночь". В молитвах панихиды "уповая на милосердие Бога испрашивается прощения согрешений усопшего и блаженная вечная жизнь ему". Панихида проходит после Литургии, и верующие стараются не просто поприсутствовать на ней, но и помолиться за усопших вместе со священником. Но, подавая записки с именами усопших, надо помнить, что в храмах молятся только за православных христиан. Подавать записки на поминовение с именами некрещеных усопших нельзя, о таких усопших молятся дома или на кладбище, например, молитвой преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния. Это касается и самоубийц, о которых можно молиться только домашней молитвой, предварительно испросив на это благословение священника.

Но почему усопшим так важны наши молитвы? Святитель Феофан Затворник пишет: "Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. "В доме Отца Моего обителей много", - говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Кроме молитвы за усопших еще одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею надо понимать не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Есть другое, что более достойно памяти умершего - милостыня в память о нем".