Китайские продавцы осваивают Ozon. Российские селлеры этому не рады
Сразу несколько предпринимателей рассказали Business FM о том, как китайцы воруют карточки товаров и демпингуют на маркетплейсе. История, многим уже знакомая. Есть российский продавец, который предлагает на Ozon товар по одной цене, и есть китайский продавец, который предлагает то же самое, но заметно дешевле. Понять, что товар находится не в России, можно только по небольшой надписи мелкими буквами в карточке товара о том, что доставка из-за рубежа. При этом многие китайцы, не стесняясь, копируют фотографии товаров у российских селлеров, а зачастую и карточки товаров целиком, говорит директор по маркетингу и дилерским продажам компании Brodeks Константин Беляев:
Константин Беляев директор по маркетингу и дилерским продажам компании Brodeks «Наша компания занимается разработкой и производством спецодежды высокого ценового сегмента, на маркетплейсах только мы сами размещаемся, и плюс еще есть парочка дилеров, которые туда зашли давным-давно, больше мы вообще никому не разрешаем. И вот нам сообщают о том, что произошел демпинг, что на Ozon снижены цены, я думал, что это у нас снова цены поползли вниз, а потом мы разобрались и поняли, что это вообще не то чтобы не мы, не один из наших представителей, а это некий китайский продавец. И, собственно, что они сделали: они просто взяли всю нашу коллекцию фотографий, как-то зарегистрировались, завели карточки товаров, снизили цены, например, на 20% и со сроком ожидания плюс один месяц предлагают покупателям приобретать нашу продукцию, под нашим брендом».
Бренд Brodeks — это, между прочим, зарегистрированный товарный знак, просто так, без разрешения правообладателя торговать товарами Brodeks нельзя. Но китайцы торгуют. Справедливости ради, после жалобы маркетплейс скрыл с витрины китайские подделки. Вот как прокомментировала это представитель пресс-службы Ozon Анна Чайка:
Анна Чайка представитель пресс-службы Ozon «На Ozon запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции. Мы используем целый комплекс мер по борьбе с ней, проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. Кроме того, перед выходом на Ozon продавец должен иметь все необходимые документы, включая документы на бренд и сертификаты качества. Это обязательное требование по правилам нашей площадки, и покупатель может запросить их, обратившись в поддержку. На нашей площадке есть более 370 млн единиц товаров, и в таком огромном ассортименте в единичных случаях могут затеряться подделки. Мы, конечно же, против них, поэтому скрываем с витрины, как только замечаем или получаем жалобы покупателей и других продавцов».
С нечестной китайской конкуренцией сталкиваются и другие. И не всегда это продажа контрафакта. Многие товары производятся в том же Китае, а торгуют ими как российские продавцы, так и китайские. Только вот условия у них разные. Продолжает Павел Водянкин, гендиректор «Перфекто групп», которая торгует электроникой:
Павел Водянкин гендиректор «Перфекто групп» «Это не только лично моя история, это, наверное, история практически всех селлеров на Ozon. Площадка активно запустила китайцев на российский рынок, дала им некоторые преференции. Китайцы автоматически, через программу или как, просто клонируют всю интеллектуальную собственность, занижают немножко цену, ну и все. Я же не один такой, тысячи людей, есть общие чаты, чего только нет, там десятки тысяч обращений, Ozon дает шаблонные ответы, просто отписки — и все».
Последствия для российских продавцов весьма печальные. Их товары в поисковой выдаче на Ozon опускаются вниз, на верхние позиции выходят китайские клоны. Как следствие — продажи падают. Некоторые сталкиваются с тем, что недовольные приехавшими из КНР товарами покупатели оставляют негативные отзывы не самим китайским продавцам, а российским, чьи карточки были украдены.
Покупателей на Ozon и других российских маркетплейсах экспансия китайских продавцов тоже может не обрадовать. Во-первых, доставка из КНР обычно занимает около месяца. Во-вторых, неизвестно еще, что пришлют, — это как лотерея, и выигрышный билет достается далеко не всем. При этом вернуть на почте некачественный товар, приехавший из Китая, намного сложнее, чем некондицию от российских продавцов в пунктах выдачи заказов. Ну а в-третьих, с 1 апреля порог беспошлинного ввоза товаров в Россию для личного пользования был снижен до 200 евро. С суммы превышения придется заплатить пошлину. Особенно внимательным надо быть тем, кто покупает топовые смартфоны и другую недешевую электронику.