Что такое контрафакт и чем он отличается от фальсификата. Объясняем простыми словами
Контрафакт — товар, имитирующий оригинал с нарушением интеллектуальных прав. Иногда контрафактом признают оригинальную продукцию, ввезённую в страну без разрешения правообладателя. Проще говоря, если начать выпускать где-нибудь в Китае шлёпанцы-сабо, а продавать их под известной американской маркой без разрешения правообладателя бренда — это будет контрафактная продукция.
Эксперт статьи:
ладимир Шалаев адвокат, партнёр компании «Правовая группа»
Понятие «контрафакт» носит юридический характер, его определяет ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Контрафактными признают товары, на которых «незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение».
Ключевой фактор — нарушение авторских прав или ущемление других интеллектуальных прав в результате создания такой продукции.
Качество при этом роли не играет: вне зависимости от свойств товара его могут признать контрафактом.
То есть контрафактный товар может быть хорошего качества, и это его главное отличие от фальсификата. Состав и свойства продукта могут не соответствовать «оригинальным» характеристикам.
Допустим, контрафактные футболки могут быть изготовлены не из 100%-ного хлопка, а с добавлением эластана, полиамида или полиэстера. И это не значит автоматически, что вещь вредна для здоровья или плохо сшита.
Нанесение на продукцию чужого товарного знака или наименования обычно практикуется для того, чтобы выгодно продать её, — как правило, нарушители маскируют свои товары под более известные и зарекомендовавшие себя на рынке бренды.
Также контрафактом признаётся отсутствие разрешения от владельца интеллектуальной собственности на продажу (реализацию) товара или объектов нематериального характера (например, аудио и видео).
То есть если переписать с лицензионного диска песни Николая Баскова и продавать полученные копии где-нибудь в переходе (без уведомления представителей певца об этом) — это будут контрафактные товары, хотя на носителях и находятся аналогичные оригинальным аудиодорожки.
Виды контрафакта
Контрафакт делят на несколько типов:
использование чужого фирменного названия и/или товарного знака с копированием внешних черт товара (подделка); использование названия или знака, похожего на обозначение какой-либо из известных марок (к примеру, Abibas вместо Adidas); несанкционированное тиражирование товара; импорт оригинального продукта без согласия правообладателя; пиратство: продажа или безвозмездное распространение (например, в интернете) копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя; сюда же относится тайное использование чужих изобретений и разработок (в том числе компьютерных программ).
«Закос» под фирменные товары встречается чаще, чем имитирующие оригинал подделки, так как в последнем случае факт нарушения налицо и привлечь к ответственности проще.
Также незаконно наносить чужое фирменное наименование или товарный знак на документацию и предложения о продаже, использовать их при выполнении работ и оказании услуг (например, изображение на форменной одежде), а также публиковать в интернете.
Ответственность за контрафакт
За продажу контрафактной продукции можно поплатиться как административно, так и уголовно.
Ввоз, продажа, сдача в прокат контрафакта [грозит](https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/38ae39c9c4f9501e2c080d13ff20587d2b8f5837/_ административными штрафами от 1500 до 40 000 рублей.
Приобретение, хранение, перевозка контрафакта в целях сбыта в России наказывается уголовно, если это повлекло крупный ущерб (от 100 000 рублей и выше). За это можно получить наказание от штрафа в 200 000 рублей до шести лет колонии.
Незаконное использование чужого товарного знака или наименования, места происхождения товара или сходных обозначений карается либо: - административно (от 5000 до 200 000 рублей либо в размере стоимости товара, увеличенном в 2–5 раз), либо - уголовно (100 000 рублей штрафа, максимально могут наказать лишением свободы на срок до шести лет, если ущерб причинили в крупном или особо крупном размере — от 1 млн рублей).
Незаконное использование маркировки, подтверждающей происхождение товара, наказывается штрафом до 120 000 рублей либо обязательными, принудительными работами.
Пример такого нарушения: если товарный знак не зарегистрирован в РФ, но на упаковке проставили букву R в кружочке, вводящую в заблуждение покупателя. Уголовное наказание светит, если нарушить закон неоднократно или причинить крупный ущерб.
Правообладатель вправе требовать изъять из оборота и уничтожить контрафакт либо удалить за счёт нарушителя незаконно используемый товарный знак.
Также правообладатель имеет право на возмещение убытков или выплату компенсации в двукратном размере стоимости товаров.
Потребитель также может потребовать от продавца возмещения убытков и морального вреда, если выяснил, что купил контрафакт.
Контрафакт и фальсификат: в чём разница
Понятие «фальсификации» в России в основном применяют к пищевым продуктам и биологически активным добавкам. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет фальсификат как умышленно изменённые изделия и продукты, которые являются поддельными, или имеют скрытые свойства и качество, или информация о которых является заведомо неполной (недостоверной).
Главный признак фальсификата — нарушение процесса изготовления, в том числе использование не указанных в составе компонентов.
Фальсификат могут выпускать не только подпольные злоумышленники, но и сам правообладатель товарного знака.
Фальсифицируют состав товара обычно ради снижения расходов и повышения доходов. Самый безобидный способ фальсификации — продать меньше товара, чем заявлено на упаковке (например, налить 950 мл молока вместе 1 л).
Товар может быть одновременно контрафактным и фальсифицированным, а может быть чем-то одним.
Контрафакт чаще всего предполагает, что продукция копируется либо подделывается, но при этом производитель пытается приблизить её к оригиналу, чтобы покупатель не отличил подделку. Фальсифицированная же продукция предполагает нарушение технологии производства.
Фальсификат опасен тем, что в продукцию могут попадать вредные для здоровья вещества. Так, в 2023 году из-за употребления алкогольного напитка «Мистер Сидр» умерли 46 человек в разных регионах РФ, а всего пострадали около сотни, в том числе дети. В сидре нашли примеси метанола и этилбутирата.
Контрафакт и параллельный импорт
Импортные товары, как правило, ввозят через официальных дистрибьюторов. Обычно производитель даёт право поставлять свои товары какой-то одной организации, которая как бы монополизирует это право.
Но с 2022 года специальным законом в России легализовали параллельный импорт на фоне массового ухода зарубежных брендов с отечественного рынка. Так что теперь, если какая-то марка официально ушла с рынка, её оригинальную продукцию всё равно могут ввезти, просто окольными путями, и контрафактом это считать не будут.
Специалисты отмечают, что с 2022 года контрафакта на рынке стало больше и подделки участились именно по отношению к ушедшим брендам.
Но сам по себе параллельный импорт тут ни при чём.
Чем опасен и вреден контрафакт
Незаконные ввоз, производство и оборот контрафактной продукции формируют недобросовестную конкуренцию и наносят ущерб экономике.
То есть, например, приобретая контрафактный диск с музыкой, покупатель обычно экономит свои деньги, но автор песен не получает отчислений и не платит с этого заработка налоги.
Другой пример: человек покупает «с рук» казахстанский алкоголь, чтобы сэкономить, а российский бюджет не получает ничего, ведь акцизы с напитка никто не заплатит.
Часто контрафактные товары имеют иные потребительские свойства и происхождение, чем оригинальная продукция. Нередко используют более дешевые материалы, страдает качество исполнения, так что торговать такими вещами — значит попросту водить за нос покупателей.
Как борются с контрафактом
В России в целях защиты потребителей от подделок на некоторые группы товаров ввели обязательную маркировку.
Впервые это сделали в 2016 году — тогда идентификации подвергли шубы и другие изделия из меха. Сейчас список существенно расширился: туда вошли многие пищевые продукты, лекарства, табак, духи, обувь, одежда, шины и покрышки и т. д.
Участники оборота маркированной продукции обязаны регистрироваться в системе «Честный знак».
Благодаря цифровой маркировке на треть снизился нелегальный оборот в сегменте обуви, на 25% — в парфюмерной отрасли, практически вдвое — в сфере реализации шин.
В 2019 году каждая вторая пачка сигарет в ЕАЭС была контрафактной, но к 2023 году завершили введение маркировки на табак, так что в этой отрасли тоже должны быть позитивные изменения.
Интернет-магазины Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» хотят создать единую цифровую систему для борьбы с контрафактом. Площадка будет обязана заблокировать предложение нарушителя, внести его в чёрный список и передать его данные проверяющим органам.
Часто производители сами наносят на упаковку своей продукции специальные знаки или коды, по которым покупатель может удостовериться, что приобрёл оригинал. Такое практикуют с компьютерной и бытовой техникой, зубными пастами и щётками, косметикой.
Несмотря на все усилия, проблему контрафакта решить до конца пока не получается.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.