Светлана Журова: Первые коньки мне решили купить на семейном совете

2024 год в России объявлен Годом семьи. «Парламентская газета» попросила известных политиков рассказать про свои семейные традиции и поделиться самыми теплыми и яркими воспоминаниями о своих родных и близких. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Наш собеседник сегодня — первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, депутат от Ленинградской области, олимпийская чемпионка Светлана Журова.

Светлана Журова: Первые коньки мне решили купить на семейном совете
© Парламентская газета

- Светлана Сергеевна, в вашей карьере были и служба во ФСИН, и спорт, и политика. А как повлияла на вас семья, какие у вас есть семейные традиции?

- У нас много традиций. Одна из них — держаться всем вместе, таким большим семейным общежитием. Часто слышу, что кто-то хочет разъехаться и жить отдельно, но это не про нас. Моя прабабушка, которую звали Алимпиадой Михайловной, жила вместе с невесткой и сыном, отцом моей мамы, до конца жизни, а дожила она до 100 лет. И я до школы проводила много времени со своими бабушками и дедушками в маленьком поселке Павлово на Неве и в Кировске в Ленинградской области. Нас, внуков и внучек, все время им «подкидывали», конечно, в хорошем смысле слова. Надо сказать, что на родителей я не обижаюсь, они очень много работали, бывало, и в ночную смену, да еще и с местами в детском садике была огромная проблема. Но мне в нашем поселке некогда было скучать — мы играли, купались, помогали ухаживать за животными, сажали и выкапывали картошку, пололи и заготавливали сено. В общем, приобщались к труду — родные работали на земле. А сейчас я живу с мамой, сестрой, сыновьями, к нам переехала племянница.

Еще в наших традициях — поддерживать интересы каждого члена семьи. Двоюродная бабушка водила меня на танцы, дедушка — на каток и лыжи. А когда я стала старше и захотела серьезно заниматься конькобежным спортом, родные собрали семейный совет, поставили меня посреди комнаты и спросили, буду ли я усердно тренироваться, чтобы стать чемпионкой. Я пообещала, и мне купили коньки. Скинулись на них все родственники. Коньки тогда стоили очень дорого, и родители сами не потянули бы. Зато потом все члены моей семьи могли сказать, что внесли лепту в мои победы.

- А дети разделяют ваши интересы, продолжают традиции?

- Старший — спортсмен, занимается конькобежным спортом, как и я. Он чемпион России среди юниоров, сейчас он в сборной страны. Мы часто обсуждаем спортивные темы, делимся впечатлениям. Его девушка — тоже чемпионка, я всячески поощряю их отношения, видно, что они поддерживают друг друга.

А у младшего со спортом не сложилось. Хотя я пыталась его увлечь, он пять лет учился в школе «Самбо-70», но было видно, что это не его. Он увлекается IT, современными технологиями.

Хотя с другой традицией получилось все как надо. У нас в семье всегда занимались творчеством. Дедушка играл в театре самодеятельности, я тоже играла в театре, на гитаре. И сыновьям давно сказала: «Поверьте, вам тоже захочется». А они возражали: «Нет, мы не хотим в музыкальную школу, не хотим музыки, что ты, мама, к нам пристаешь». В итоге и один, и второй сами к этому пришли, оба играют на музыкальных инструментах, младший занимается гитарой с репетитором.

Мы начали и новые традиции. С тех пор как младший сын был совсем маленьким, мы ходим на его день рождения в цирк с нашими друзьями и их детьми. Многие уже выросли, скоро будем отмечать 15-летие сына, но семья все равно ждет похода в цирк. Сын сначала отнекивался, но я сказала: «Ваня, не порть людям традицию. У тебя будет праздник с твоими друзьями, но с семьей и близкими надо тоже отметить».

Новый год мы тоже отмечаем одной и той же компанией с друзьями и детьми у меня в Петербурге, а потом сразу летим кататься на лыжах на Архыз.

- Какое у вас самое яркое воспоминание о вашей семье?

- Когда я жила в деревне, мы детьми часто ходили купаться на карьеры. Нам еще и семи не было. И мы были уверены, что мы такие большие и самостоятельные, что нас отпускают без взрослых. Однажды одна девочка начала тонуть. И откуда-то появился мой дедушка и спас ее. Тогда я очень удивилась — как так, откуда же он взялся. Уже потом узнала, что он всегда сидел в кустах неподалеку и приглядывал за нами. Родные других детей тоже знали, что мы под присмотром. Вот это для меня высший пилотаж обучения самостоятельности. Нельзя запрещать ее проявлять, но нужно, конечно, разумно контролировать ребенка.

Сейчас я стараюсь прививать самостоятельность своим детям. Как-то сын сказал, что хочет меньше зависеть от меня, и я обеспечила ему рабочее место. Договорилась с друзьями, чтобы он работал у них по несколько часов в день, фасовал продукты.

- А есть ли семейные традиции в Ленинградской области, которую вы представляете в Госдуме?

- В Ленинградской области свято чтят память героев Великой Отечественной войны. Те годы дались нелегко, и с этим связано много традиций и в школах, и в семьях. Моя бабушка пережила блокаду, оба дедушки воевали, один из них дошел до Берлина, второй участвовал в Советско-японской войне. Когда я была маленькой, мы на 9 мая обязательно всей семьей ездили на Синявинские высоты и Невский пятачок. Эти святые места рядом с местом моего рождения. Теперь я привожу туда сыновей, и мы идем в строю Бессмертного полка. Новая традиция, но очень важная.

- Как вы считаете, что необходимо сделать в Год семьи?

- Как человек с земли, я думаю, очень важно, чтобы семьям, где это возможно, давали свои участки. Не только многодетным, а всем, кто хочет. Все-таки дача, свой дом — это и общий труд, и общее время. Это объединяет, воспитывает. Конечно, должны быть определенные обременения, такие участки нельзя разрешать сразу продавать. Но думаю, своей земле были бы рады многие, и такой проект пошел бы на ура. Не помешало бы вспомнить, что мы не только нефтяная страна. Мы всегда были большой аграрной страной с крепкими семьями.