Что такое стереотипы и почему их разрушают. Объясняем простыми словами
Стереотип — устоявшееся представление у человека или группы людей о каком-либо объекте. Словно готовая схема восприятия, он позволяет сократить время на обработку информации. Проще говоря, это некий упрощённый образ социальной группы или явления, а также человека, события или другого объекта, прочно засевший в головах людей.
В основе стереотипа часто лежит неполная, а иногда и вовсе неправдивая информация. Например, многие люди уверены, что мужчины более предрасположены к точным наукам, а женщины — к гуманитарным. Научных доказательств этого нет.
Стереотипы обобщают однажды полученную информацию, из-за чего возникают подобные представления: «Все русские много пьют», «Все дети капризные», «Все обезьяны глупые», «Все артисты богатые», «Вся Европа живёт без отопления».
Человек приобретает стереотипы из семьи, общения с другими людьми, из СМИ, профессиональной сферы.
У каждого народа есть собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Изменение укоренённых убеждений происходит тяжело и медленно, а многие устоявшиеся стереотипы вообще начинают действовать ещё до «включения» сознания.
Как правило, люди принимают стереотипы на веру, без должной критики. Весь последующий личный опыт человек может подстраивать под уже существующие убеждения, так как мозг «ленится» обрабатывать информацию о предмете, по поводу которого уже сделал выводы.
Стереотипы не всегда несут негативную окраску, они могут иметь нейтральный или положительный контекст в отличие от предрассудков (например, котики у людей обычно ассоциируются с чем-то мягким, приятным, милым).
Почему возникают стереотипы
Формирование стереотипов — социальное явление, но сама по себе стереотипизация — это психологический процесс, форма познания, и избавиться от этого не получится.
Сталкиваясь с новым объектом, мы обращаем внимание на его характеристики и относим к какой-то категории из «списка», который уже есть в нашей голове.
Человеческое сознание склонно ассоциировать понятия с уже известными образами, а также упрощать — выделять один или несколько ведущих признаков для обозначения предмета.
Это эволюционная необходимость для сбережения ресурсов — так человек получает необходимый объём информации при минимальном интеллектуальном усилии.
Стереотипизация гипертрофирует признаки объекта, обобщает их и стандартизирует в соответствии с доминирующими в том или ином социуме (группе) образами и оценками.
Всё это абсолютно нормально, пока стереотипы не мешают кому-то жить. Например, немцы не борются со стереотипами о том, что они пунктуальны, трудолюбивы и дотошны. Но чехи, скорее всего, обидятся на звание одной из самых пьющих наций, хотя это и подтверждается статистикой.
Польский психолог Анри Тэшфел, автор теории социальной идентичности, объяснил склонность людей к использованию стереотипов: по его мнению, человеку важно ощущать свою принадлежность к определённой социальной группе, а стереотипы помогают определить собственное место в обществе и различать «своих» и «чужих».
Стереотипы формируются в процессе общения, причём в меньшей степени делового, а в большей — неформального, особенно при пересказывании слухов, анекдотов, поговорок. На их появление влияют фольклор, художественная литература, массовая культура, исторически сформировавшиеся предубеждения.
Плюсы и минусы стереотипов
Стереотипы позволяют человеку существенно экономить время на процесс познания реально и быстрее реагировать на изменения. Стереотипные представления частично всё-таки содержат какие-то правдивые знания о других народах и других культурах, подготавливая тем самым почву для общения с ними и ослабляя культурный шок. Они позволяют получить базовые фоновые знания о поведении в разных культурах. Стереотипы могут меняться в зависимости от обстоятельств, но со временем укореняются, и их сложно изменить. Тогда они могут мешать появлению новых идей и взглядов.
Также стереотипы могут существенно искажать реальность вплоть до неправды. В процессе общения они могут срабатывать как «автопилот», затрудняя восприятие и обратную связь с партнёрами по коммуникации.
Учёные из Университета Южной Джорджии в США выявили, что стереотипы могут существенно управлять людьми. Двум группам женщин азиатского происхождения предложили выполнить математический тест. При этом одной группе напомнили стереотип о том, что женщины не сильны в математике, а другой — о том, что азиаты успешны в этом предмете. Первая группа продемонстрировала более низкие результаты, чем вторая.
Виды стереотипов
Стереотипы могут быть:
социокультурные, гендерные; возрастные; профессиональные; расовые (этнические, национальные); религиозные; классовые.
Специалисты выделяют и другие виды — например, позитивные и негативные стереотипы, стереотипы о внешности.
У каждой нации есть свои стереотипы, хотя и могут быть схожими в разных культурах. Но совпадая в целом, обычно они отличаются в деталях.
А иногда стереотипы у народов сильно отличаются. Возьмём французов. Немцы считают их жадными, итальянцы — снобами, а русские — галантными.
Гендерные стереотипы
Эти стереотипы подразумевают приписывание женщинам и мужчинам конкретные свойства, качества или роли только на основании их принадлежности к определённому полу.
Это ограничивает мужчин и женщин в развитии личных способностей, в профессиональном росте и построении карьеры, в жизненном выборе.
Что такое дискриминация и как она проявляется. Объясняем простыми словами
Гендерные стереотипы часто не имеют ничего общего с реальностью. Так, по поводу способностей женщин водить автомобиль нередко отпускают обидные замечания, хотя статистика уже неоднократно доказывала, что они ответственнее относятся к управлению автомобилем и реже попадают в ДТП.
Гендерные стереотипы закрывают людям дорогу в профессию, и такие случаи, как женщина-пилот, женщина-водитель БелАЗа или мужчина-воспитатель считаются скорее чем-то из ряда вон выходящим.
Люди, работающие в профессии, редкой для своего пола, часто становятся объектами для насмешек. В Барнауле, например, затравили в соцсетях парня, работающего в детском саду.
Работодатели зачастую платят женщинам меньше, чем мужчинам, даже если они занимают одинаковые должности и обладают сопоставимыми профессиональными качествами.
Более того, женщины всё ещё вынуждены при собеседованиях отвечать на вопросы о планировании детей. Работодатель может отказать в приёме на работу молодой бездетной женщине с формулировкой: «Вы всё равно скоро уйдёте в декрет».
По оценке Международной организации труда, в 2022 году среднемировой гендерный разрыв в оплате труда мужчин и женщина составлял 20%, а в России — около 37,3% (не в пользу последних). По данным исследования рекрутинговой платформы HeadHunter, зарплатные ожидания женщин в России в 2023 году были на 42%, чем требования мужчин.
Гендерные стереотипы ярко проявлялись и продолжают проявляться в спорте: например, до XX века все соревнования в мире проводились среди мужчин. Затем феминистки отвоевали себе право состязаться, и со временем некоторые виды спорта вдруг стали исключительно женскими — например, художественная гимнастика, синхронное плавание.
Расовые и этнические стереотипы
Также одни из наиболее негативных. В прошлом веке были намного более выражены, сейчас постепенно их отрицательное влияние уменьшается.
Больше всего расовых стереотипов существует о чернокожих людях, и большинство из них неправдивые, так как появились для оправдания порабощения.
Например, учёным пришлось развенчивать миф о том, что ДНК чернокожих отличается от ДНК белых.
До сих пор многие люди уверены, что темнокожие бегают лучше остальных — ведь именно они постоянно побеждают на соревнованиях. Но их преимущество в беге вызвано скорее популярностью этого вида спорта и повышенного внимания к нему. То же касается футбола и баскетбола.
До сих пор темнокожие люди сталкиваются с предубеждениями и даже насилием. Для борьбы с этим в США в 2013 году запустили общественное движение Black Lives Matter, выступающее в особенности против полицейского произвола по отношению к «чёрным».
Много стереотипов в мире и об азиатах — большинство людей скорее всего заявит, что все они низкого роста и похожи друг на друга.
Этнические стереотипы распространены не меньше расовых, и не менее вредны. Например, антисемитизм возник из ложных убеждений касаемо евреев. Хотя о них есть и положительные стереотипы — например, многие убеждены, что все евреи умные.
Стереотипы в рекламе
Стереотипы часто используют в рекламе, чтобы упростить общение с аудиторией и воздействовать на неё через знакомые образы. Они помогают легко и быстро: - донести посыл (например, женщина с тряпкой в руке рекламирует чистящее средство); - убедить в пользе и качестве продукта (пример: зубную пасту рекламирует врач-стоматолог).
Продавая технику и электронику, маркетологи могут подчеркнуть немецкое или японское происхождение товара, а если речь о парфюме — лучше французское. Это тоже использование стереотипов.
Стереотипы в рекламе могут воспринять и негативно: они имеют свойство надоедать и терять актуальность, а аудитория со временем может набираться опыта и переставать верить в сказки вроде крема от морщин, работающего после первого же нанесения.
Как избавиться от стереотипов
Чтобы не быть во власти стереотипов, а управлять ими, специалисты советуют:
осознать свои предубеждения и найти им другое объяснение (замена стереотипа); акцентировать внимание на качествах конкретного человека, а не фокусироваться на чертах группы людей, к которой он принадлежит (индивидуализация); попробовать вспомнить или вообразить людей из определённой социальной группы, которые не соответствуют устоявшимся стереотипам (контрстереотипная визуализация); попытаться увидеть мир глазами другого человека, поставить себя на его место (перенятие перспективы).
Разрушению стереотипов лучше всего способствует активное вступление в личный контакт с людьми из разных социокультурных групп. Это расширяет кругозор и помогает увидеть как разнообразие мировоззрений, так и общие черты у разных людей.
Происхождение термина
Изначально стереотипом (с древнегреческого «стереос» — «твёрдый», «типос» — «отпечаток») называли копию типографского набора, нанесённую на металлическую пластину. Её использовали для печатания изданий большим тиражом.
Позднее у слова появилось переносное значение по отношению к мыслительному процессу.
В этом смысле синонимами слова стереотип можно считать слова «штамп», «шаблон».
В таком значении его употребил впервые американский журналист, писатель и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение».
Он писал о стереотипах как о негативном явлении, считая, что они побуждают людей останавливаться на полпути, не разбираясь в сути вопроса. Липпман критиковал СМИ за использование стереотипов для манипулирования аудиторией.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.