Петербургский монастырь получил здание под приют для сирот, ставших мамами
В Петербурге Воскресенскому Новодевичьему монастырю городом передано большое, двухэтажное, но крайне заброшенное здание, ранее принадлежавшее Бадаевским складам и много лет пустовавшее. Здесь планируют открыть монастырский приют для выпускниц сиротских учреждений, оказавшихся в сложной ситуации и с ребенком на руках. Именно у этой обители есть огромный опыт оказания именно такой помощи: восемнадцать лет при Новодевичьем работает приют "Благодать", предназначенный для такой категории молодых женщин. Один из старейших приютов в Санкт-Петербурге.
- Мы изначально планировали помогать выпускницам сиротских учреждений - Петербурга, Ленобласти, даже других регионов. Почему они обращаются к нам? Потому что оказываются на улице, их обманывают риелторы. Некоторым подопечным по каким-то причинам не было предоставлено государством жилье или же женщины были зарегистрированы в квартирах и комнатах, в которых невозможно находиться. Кто-то пришел к нам еще во время беременности, понимая, что не имеет возможности поднять ребенка. Учтем, что многие из этих молодых женщин воспитывались в коррекционных учреждениях, они не социализированы, не адаптированы к обычной жизни. Им даже в кризисных квартирах, которые открыты государством в ряде районов, будет крайне сложно. И еще наше преимущество - мы можем держать маму и ребенка (или детей - у некоторых подопечных по двое, трое, четверо ребят) очень долго, годами, пока не разрешится сложная ситуация, в которой оказалась эта семья, - подчеркнула матушка София, настоятельница обители.
В монастыре подсчитали, сколько малышей, рожденных такими мамами, сами бы оказались в детских домах, если бы не поддержка приюта. Более семидесяти!
- Может быть, в масштабах города кому-то эта цифра покажется незначительной, но ведь каждый малыш бесценен, и нам еще удается сохранить семью, - уточнила матушка София. То есть из приюта во взрослую жизнь женщины входят уверенно.
В приюте мамы и дети получают не только полное материальное содержание. Помогают психолог, юрист, оказывается поддержка в плане получения профессионального образования (колледжи, курсы и прочие). Оказывается помощь в трудоустройстве, что, кстати, особенно для инвалидов, - крайне сложно. Для всех желающих - еще и духовное окормление. Никто не принуждает - все добровольно.
Сейчас приют при монастыре может принять двенадцать мам. В переданном обители здании планируют разместить уже минимум двадцать семей (мамы и дети), и еще смогут поселить беременных женщин.
Здание передано монастырю в безвозмездное пользование на 49 лет. Но в течение пяти лет оно должно быть капитально отремонтировано, иначе, согласно законодательству, отберут обратно. Матушка София и сестры уверены, что найдутся благотворители и волонтеры, которые помогут.
Журналисты "РГ" посмотрели действующий приют, который и приютом-то назвать сложно. Скорее, это хорошо обустроенный, удобный и красивый современный дом, в котором живет одна большая семья. И это действительно так: много мероприятий, совместных вечеров, мастер-классов, да просто чаепитий. Дети тоже вместе - в помещении большая игровая площадка. У каждой мамы - своя просторная, отлично оборудованная комната. Есть комнаты квартирного типа.
Как поясняет Елена Павлова, директор приюта, находятся здесь мамы год-два, а то и три. Но были и те, кто провел в этих стенах и более четырех лет.
Например, Наталья и ее дочка Василиса. Наталье удалось получить полагающуюся сироте квартиру. То есть жильем она обеспечена. Вопрос в другом. У молодой женщины - тяжелой формы ДЦП. Именно поэтому, если бы не приют, ей пришлось бы оставить ребенка в казенном учреждении. Потому что женщина не может даже на руки его взять. То есть чисто физические проблемы мешают в уходе за ребенком. В обычной семье ее бы подстраховали родственники и все было бы хорошо. Но с мамой-одиночкой в такой ситуации должен кто-то проживать постоянно. Где возьмешь такого человека? В приюте же помощники всегда есть. Василиса еще подрастет - и можно отправлять семью в самостоятельную жизнь. Наталья, кстати, вовсе не сидит дома. Она работает в монастыре (но многие мамы трудятся в открытой сети). Признается, что если бы не приют, то не смогла бы быть вместе с дочерью. Ребенка бы забрали органы опеки.
Естественно, что и после того, как семья покидает приют, связь с ним в подавляющем большинстве случаев мамы не теряют. Звонят, приходят, советуются. И уверены: они не одни, им всегда помогут. Есть и те, кто в дальнейшем становится волонтером в приюте, кто, испытав лишения и кому протянули руку помощи, готов сам поддерживать других.
справка "РГ"
В Петербурге функционирует государственная сеть помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Кризисный центр для женщин располагает двумя стационарами - "Маленькая мама", где принимают совсем юных мам, которым негде жить, и "Женщина в опасности" (в основном сюда попадают женщины, пострадавшие от насилия). Есть так называемые кризисные квартиры в девяти районах.
Оказывается помощь и женщинам, освободившимся из мест заключения. Одновременно в учреждениях стационарного типа могут находиться около 150 женщин.