Последователи иудаизма готовятся отмечать праздник Лаг ба-Омер

С вечера 25 мая и по вечер 26 мая у иудеев большой праздник единства - Лаг ба-Омер. Его отмечают на 33-й день отсчета Омера. Омером иудеи называют период в 49 дней со второго дня праздника Песах (иудейская Пасха) до праздника Шавуот (праздник дарования Торы). Также "омер" означает приношение зерна в иерусалимском Храме во второй день праздника Песах. А праздник Лаг ба-Омер родился благодаря двум историческим датам - окончанию эпидемии, в древности поразившей учеников рабби Акивы, и кончине другого великого иудея - Шимона бар-Йохая, одного из основоположников Каббалы.

Последователи иудаизма готовятся отмечать праздник Лаг ба-Омер
© Российская Газета

Как трагедия стала праздником

Период отсчета Омера и до наступления Лаг ба-Омера разделяют трагедия и праздник. Траур омера - это память об уходе в период эпидемии 24 тысяч учеников рабби Акивы - уважаемых мудрецов и знатоков Торы. Однако в наказание ссоры и неуважение друг к другу их поразила страшная эпидемия заразы. Она закончилась на 33 день счета Омера - в Лаг ба-Омер. И в этот день отменяется всякий траур. Иудеи снова слушают музыку и танцуют, веселятся, устраивают застолья и свадьбы.

Так иудеи отмечают просветление - после гибели плеяды толкователей Торы - 24 тысячи учеников рабби Акива, он обучил ее толкованию пятерых новых своих последователей. Среди них - Шимон бар Йохай, еще известный как Рашби. Его естественный уход из жизни также произошел в день Лаг ба-Омера и стал торжеством священной мудрости, обращенным в радость. Именно Рашби завещал отмечать Лаг ба-Омер с особым весельем.

Толкование раввина

- Это может показаться странным: как можно праздновать воспоминания о трагических событиях? А объявлять праздником годовщину смерти праведника - это совсем непонятно, - делится с "РГ" главный раввин России Берл Лазар. - Однако Каббала учит нас, что не стоит делать выводы на основе внешних атрибутов, надо всякий раз стараться заглянуть внутрь. Да, Шимон бар-Йохай просил, чтобы в день его кончины ученики и близкие радовались. Когда глядишь на смерть, объяснял он, снаружи видишь горе и траур, но реально это переход в мир иной, где за все добро, что сделано в этом мире, человека ожидает вечная награда. Так что для праведника смерть - это праздник. Праздник просветления и окончание эпидемии. Ведь ее причиной стало неуважительное отношение учеников рабби Акивы друг к другу. Да, они усердно изучали Тору, старательно исполняли заповеди, но между собой они постоянно ссорились. Как только конфликты прекратились - эпидемии пришел конец.

Фото: JALAA MAREY / AFP

Как встречают Лаг ба-Омер

Помимо широких застолий и веселых свадеб, иудеи устраивают также пикники на природе, жгут костры и стреляют из лука. Есть обычай также проводить детские парады. Они в занимательной и веселой форме рассказывают о важности исполнения таких заповедей, как любовь к ближнему, единомышленнику, учат ценности благотворительности и ежедневной молитвы.

Именно поэтому Лаг ба-Омер считается праздником единства, поскольку весельем и позитивом он объединяет, учит уважению к ближнему.

"Кто уважаем, тот уважает людей"

Так праздник единения Лаг ба-Омер стал праздником всех евреев и торжеством одного из вечных принципов Торы: "Кто уважаем, тот уважает людей".

- Цельность личности и цельность души возможны тогда, когда мы в равной мере ответственны и в учении, и в деле, и в своих поступках, и в отношении с ближними, - говорит президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР), раввин Александр Борода. - Вот почему мы не видим противоречия в том, что мы скорбим о гибели тысяч учеников рабби Акивы, но встречаем радостью уход великого праведника Рашби. Мы сожалеем не только о трагедии, но и о ее причине, о том, что мудрейшие из учеников поступились главным принципом Торы - любви к ближнему. В то же время уход Рашби мы встречаем как торжество души, которая смогла исполнить свое предназначение в этом мире. Так и обычный человек, который стремится к совершенству в жизни, будет совершенен и в ее завершении. Его уход из этого мира - это окончание миссии, кульминация его жизненного пути.