Нас воспитывали в строгости

Почти пять лет назад командир воздушного судна Airbus A321 Дамир Юсупов сумел посадить самолет с поврежденными двигателями на кукурузное поле под Жуковским, чем спас жизни более двухсот человек. Получив после этого звание Героя России, он продолжил летать. «Вечерка» поговорила с известным пилотом про его детство, интересы, роль национальных традиций в его жизни и про участие в патриотических мероприятиях для молодежи, которые проходят в Москве.

Нас воспитывали в строгости
© Вечерняя Москва

Дамир, недавно вы стали участником молодежного форума «Мост Москва — Татарстан». Расскажите, о чем вы и другие известные спикеры разговаривают на нем с молодежью?

— На этом форуме государственные и общественные деятели рассказывают о своей жизни и пути к успеху, семейных ценностях и национальных традициях. И при этом дают молодежи советы по выбору профессии. Среди гостей были Алина Загитова, Камиль Ларин, Марат Башаров. Люди, так или иначе связанные с Татарстаном. Каждый спикер рассказывает историю своей семьи, говорит напутственные слова, приводит какую-то мотивацию. Первый раз меня позвали на форум спикером сразу после посадки на кукурузное поле.

Вы упомянули национальные традиции. Каких из них придерживаются в вашей семье?

— Я — татарин. Мусульманин. Мои родители, хотя мы и жили на Севере, где я и родился,— из Куйбышевской, теперь — Самарской области. Они хорошо знают язык и традиции. А мои дети носят татарские имена: Ильяс, Исмаил, Динислам, Карим. Мы обязательно отмечаем праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Я не употребляю спиртного. Стараюсь по возможности (если не на работе) держать пост. Когда в это время бываю в Москве— хожу в «Шатер Рамадана», который традиционно разбивают около Мемориальной мечети на Поклонной горе. Там всегда очень интересно. Особенно когда устраиваются дни каких-то республик и стран. Например, Татарстана, Казахстана, Узбекистана. Приглашаются творческие коллективы, подаются национальные угощения.

А ваша супруга освоила национальную татарскую кухню?

— Наталья научилась готовить блюда из мяса и эчпочмаки (разновидность пирожков с мясом).

А как и чему учили в детстве вас? Какие уроки вы вынесли?

— На Севере мы жили в относительном достатке. Но нас не баловали. Не помню, чтобы у нас были какие-то излишества. Папа воспитывал нас в строгости. К тому же нас было три пацана. Иногда в «профилактических» целях использовался даже ремешок.

Как и все мальчишки, мы занимались в секциях, кружках. Так воспитывали в ту пору, наверное, всех. Я был октябренком, пионером. Мой старший брат успел даже вступить в комсомол. А еще мы каждый год все вместе ездили на месяц-полтора в Сызрань на родину родителей. И в Сочи летали почти каждый год. Так что у меня было счастливое детство.

А на Севере семья как оказалась?

— Папа окончил вертолетное училище, мама — медицинское. Он сначала учился в Энгельсе, а потом в Сызрани и Кременчуге. Переучился на гражданского летчика. И по распределению его направили в Норильск. Папа приехал, освоился. А потом привез и маму. В 1971 году они переехали в Игарку. И жили там до 1993 года.

Мама не противилась переезду? Ведь в Самарской области потеплее было...

— А чего противиться? Они были молодыми. Может, и было тяжело. Жили там в общежитии. Но очень дружно. Мама и сейчас с теплотой вспоминает, как они вместе с другими «женами декабристов» отмечали все праздники. На Севере, особенно в советские годы, на национальность никто не смотрел. Все были советскими людьми. Северянами.

Как же эти «северяне» начинают болеть за московские команды? Как вы за «Спартак».

— Понимаете, все команды в той или иной степени были ведомственными. ЦСКА — армия, «Динамо» — милиция, «Торпедо» — автозавод. А «Спартак» — команда народная. В 1980-е годы у нас на Севере показывал только один канал телевидения. И иногда там шло «Футбольное обозрение», которое вели Владимир Маслаченко, Владимир Перетурин. А за какую команду болеть? Папа сказал: «За «Спартак». И с 1987 года болею за него. В том году, кстати, команда стала чемпионом СССР.

В среде спартаковских болельщиков была примета, что, если в составе нет хотя бы одного татарина, команда не сможет выиграть.

— Забавное наблюдение. Однако сам я такой закономерности не замечал. Но, например, Ринат Дасаев, кроме всего прочего, становился лучшим вратарем мира! Сейчас в основном составе играет Наиль Умяров. Он, кстати, из Сызрани. Мы с ним поддерживаем отношения.

А вам доводилось перевозить любимую команду?

— Да. В 2020 году наша авиакомпания заключала договор с командой на перевозку футболистов на гостевые матчи. И мне несколько раз удавалось это делать. А еще мне дважды доверили нанести первый удар по мячу. На спартаковском стадионе. Это очень волнительный момент.

Слышал, что вы перестали представляться во время полета. А игрокам-то назывались?

— Игроки-то знали, что я их везу. Я встречал их, здоровался. Может быть, иностранцам мое имя ни о чем и не говорило, а все наши тепло приветствовали. Я каждому пожимал руку... Я каждый год надеюсь на чемпионство. А еще мне очень жалко, что сейчас наши команды не выступают на европейском уровне. Но хорошо помню, что когда я возил «Спартак» в Варшаву на игру с «Легией», то наши победили. Так что, наверное, в какой-то мере я приношу спартаковцам удачу.

ДОСЬЕ

Дамир Юсупов — пилот, Герой России. Родился 13 сентября 1977 года в городе Игарке Красноярского края. После учебы в Сызранском политехническом колледже прошел срочную службу. В 2005 году получил высшее юридическое образование и несколько лет работал по специальности в городской администрации Сызрани. В 2013-м с отличием окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова В 2018-м заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации по специальности «Аэронавигация».