Об альтруизме с улыбкой
В одном популярном анекдоте рассказывается о том, как альтруист решил помочь бедной старушке перейти дорогу. Он подхватил ее на руки и благополучно перенес на другую сторону улицы. Там он с удивлением узнал, что не собиралась переходить дорогу, а просто остановилась на ее краю перевести дух.
Оказывать помощь надо осмотрительно
Часто рвение в помощи ближнему может привести к забавным недоразумениям. Альтруизм – стремление бескорыстно содействовать благополучию других – прекрасное человеческое качество. Однако иногда в своем усердии люди перегибают палку, не разобравшись, действительно ли их вмешательство необходимо.
Возьмем, к примеру, известного индийского борца за независимость и правозащитника Махатму Ганди. В молодости, путешествуя поездом, он заметил, что одна бедно одетая мусульманка никак не может занести в вагон свой тяжелый багаж. Ганди поспешил ей на помощь, но женщина с ужасом отпрянула, ведь в те времена для мусульманки прикосновение незнакомого мужчины считалось недопустимым оскорблением.
Так что даже у выдающихся людей порой случались конфузы из-за избытка рвения. Тем забавней наблюдать, как обычные люди невольно попадают в нелепые ситуации, пытаясь быть ангелами-хранителями для окружающих. Но обо всем по порядку.
Альтруизм можно определить, как бескорыстное стремление помогать другим и приносить пользу обществу, зачастую в ущерб собственным интересам. Это качество высоко ценится во многих культурах и религиях мира.
Знаменитые альтруисты
Ярким примером альтруизма является деятельность Матери Терезы – католической монахини, основавшей ордены Миссионерок Милосердия и Миссионеров Милосердия. Она посвятила свою жизнь служению бедным и больным в трущобах Калькутты. За свою подвижническую работу Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира в 1979 году.
Знаменитый физик Альберт Эйнштейн также проявлял альтруистические наклонности. Он жертвовал значительную часть своих гонораров на благотворительность и активно выступал за создание мирового правительства и отказ от войн. “Цель жизни – служить другим и делать добро”, – говорил великий ученый.
В русской литературе одним из ярчайших примеров альтруизма является князь Мышкин из романа Достоевского “Идиот”. Этот образ “положительно прекрасного человека” отличается безграничной добротой, состраданием и желанием бескорыстно помогать окружающим.
Так что идея альтруизма – служение обществу и человечеству – вдохновляла как религиозных подвижников, так и выдающихся деятелей науки и искусства на благородные поступки. Но где заканчивается разумная помощь ближнему и начинается опасный фанатизм?
Рациональный альтруизм
В последнее время все чаще стал использоваться термин “рациональный альтруизм”. Он подразумевает взвешенный и продуманный подход к благотворительности, когда ресурсы распределяются наиболее эффективным образом для достижения максимальной пользы. В противовес ему можно поставить классическую филантропию – безоглядное жертвование средств на добрые дела без особого анализа их воздействия. Как острил Оскар Уайльд: “Благотворительность создана для того, чтобы освободить богатых от угрызений совести”. Сторонники рационального альтруизма изучают, каким образом можно добиться наибольших позитивных изменений в масштабах всего мира при ограниченных ресурсах. Например, спасение одной человеческой жизни в бедной стране стоит в сотни раз дешевле, чем в развитых странах. Логичнее направить средства туда, где они окажут максимальный эффект.
“Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем весь век ругать темноту”, – гласит китайская мудрость. Рациональные альтруисты придерживаются схожего подхода: сосредоточиться на конкретных, поддающихся измерению целях вместо размытого “творения добра”.
Впрочем, критики упрекают их в излишнем рационализме и игнорировании эмоциональной составляющей. Как бы то ни было, эта концепция заставляет нас посмотреть на благотворительность под новым углом. Но что, если сама эта идея помощи ближнему имеет темную обратную сторону?
Помощь может причинить вред
За благими намерениями порой могут скрываться неожиданные подводные камни. Излишний альтруизм способен нанести вред как самому благодетелю, так и тем, кому он пытается помочь. Взять хотя бы многочисленные случаи, когда люди пытались подкармливать диких животных. Вроде бы поступок продиктован самыми добрыми побуждениями. Но на деле такое “усиленное питание” может серьезно навредить здоровью зверей и нарушить их естественное поведение, лишив инстинктов выживания.
Порой чрезмерная опека ближнего ведет к противоположному эффекту и способствует инфантилизации личности. Вспомним бессмертную комедию “Эйр Америка”, где безалаберному Стиву Стиверсу приходится буквально вытаскивать из ямы своего закадычного друга Нила, которого он излишне опекал.
Еще один яркий пример – благотворительные акции по раздаче бездомным бесплатной еды и одежды. Казалось бы, абсолютное добро? Но многие специалисты указывают, что такая практика лишь способствует закреплению иждивенческих настроений среди малоимущих и мешает их ресоциализации.
В индийской притче рассказывается, как человек случайно наступил на бабочку и решил ей помочь. Он стал расправлять крылышки насекомого, но в результате помял и измочалил их окончательно. Вывод таков: бездумная помощь может быть хуже вреда.
Так что у проявлений альтруизма часто есть своя темная сторона. И это еще не все причины, по которым общество с недоверием относится к благодетелям…
Альтруизм или тщеславие?
Несмотря на кажущуюся благородность помыслов, альтруисты зачастую вызывают настороженность и даже раздражение у окружающих. И на то есть весомые причины. Во-первых, многие видят в чрезмерном альтруизме форму показушничества и тщеславия. “Смотрите, какой я хороший!” – словно кричит благодетель, совершая добрые дела напоказ. Недаром библейская притча учит: “Когда творишь милостыню, не труби перед собой”. Люди инстинктивно чувствуют фальшь в подобном поведении. Во-вторых, навязчивая помощь вопреки желанию реципиента рассматривается как посягательство на личное пространство. “Благодетель поневоле хуже грабителя”, – гласит английская пословица. Вспомним хотя бы анекдот про студента, которому преподаватель ставит автоматически высший балл, не спросив, нужно ли ему это вообще. В-третьих, бескорыстная помощь иногда воспринимается как избыточная трата ресурсов, сравнимая с расточительством. Многие резонно замечают, что вместо того, чтобы тратить деньги на содержание приютов для бездомных, лучше создать рабочие места. Благотворительность должна решать проблемы, а не перекладывать их с больной головы на здоровую. Наконец, доброта порой приравнивается к наивности и слабости. “Слишком мягок для этого жестокого мира”, – отзываются об альтруистах многие циники. Есть распространенное мнение, что самоотверженно помогать должны только сильные духом люди, а не каждый встречный. Таким образом, недолюбливают альтруистов прежде всего за показушничество, навязчивость, неэффективную трату ресурсов и проявление слабости. Впрочем, это лишь крайности, а где же золотая середина?
Где найти золотую середину?
Как известно, всего должно быть в меру, и альтруизм не исключение. Излишняя жертвенность может привести к выгоранию и апатии, а чрезмерный эгоизм – к одиночеству и моральной деградации. Так где же провести ту самую золотую середину? Один из величайших философов Древней Греции Аристотель призывал культивировать в себе добродетель – разумную середину между двумя крайностями. Применительно к альтруизму это означает находить баланс между заботой о ближнем и заботой о себе. Действительно, чрезмерная доброта зачастую переходит в глупость и бессмысленную трату ресурсов.
Здравый смысл подсказывает: прежде чем решиться на альтруистический порыв, стоит оценить его последствия. Не навредит ли безоглядная помощь тем самым людям, ради которых она предпринята? Не лишит ли это вас самого возможности оказывать поддержку в будущем? В идеале альтруизм должен быть рациональным и взвешенным, без ущерба для собственного благополучия. Недаром одно из основных правил при разгерметизации салона самолета: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, а уже потом помогайте остальным». Так что золотая середина для альтруиста – это мудрое сочетание доброты и здравомыслия, эмпатии и рационализма. Только так можно приносить реальную пользу другим, не забывая о себе.
Часто альтруизм может быть опасен
В некоторых профессиях повышенный альтруизм просто необходим по определению. Возьмем, к примеру, врачей, учителей или спасателей. Их работа жизненно важна для общества и напрямую связана с готовностью прийти на помощь нуждающимся, зачастую с риском для себя. С другой стороны, есть сферы деятельности, где чрезмерный альтруизм может оказаться губительным. Так, добросердечный банкир или бизнесмен, раздающий кредиты и контракты налево и направо из жалости, быстро обанкротит свою организацию. Хороший судья должен не руководствоваться сиюминутными эмоциями, а следовать букве закона.
Порассуждаем и пофантазируем на эту тему. Как насчет альтруиста-коммивояжера, который отдает свой товар задаром? Или доброго налогового инспектора, не взимающего штрафы из христианского милосердия? А может, альтруист-киллер, который вместо заказного убийства бесплатно моет окна жертвам?
Звучит абсурдно? Ну, так и должно быть. Ведь подобный излишний альтруизм попросту несовместим с профессиональной этикой и компетенциями в некоторых областях.
Альтруизм – дело хорошее, но в определенных рамках
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод: альтруизм, как и многие другие человеческие качества, хорош в разумных пределах. Злоупотребление же им чревато непредвиденными негативными последствиями.
В меру альтруистический подход к жизни, ориентированный на реальную пользу, а не показушное самопожертвование, видится наиболее разумным и благим. Не стоит быть сверхальтруистом во вселенских масштабах. Сохраняйте трезвый ум и заботьтесь о близких разумно – этого вполне достаточно для подлинно человечного бытия.
Сообщение Об альтруизме с улыбкой появились сначала на Москва Меняется.