«Детский мир» подал в суд на Ozon из-за китайских подгузников

Продавец детских товаров «Детский мир» намерен взыскать с Ozon и двух продавцов на маркетплейсе в общей сложности 10 млн рублей. Об этом узнал Shopper’s из картотеки арбитражных дел. А все из-за нарушения исключительного права на торговый знак Baby Go. Под этим названием «Детский мир» продает подгузники. И подгузники с таким же названием продавали две компании на Ozon, но их ввозили из Китая.

«Детский мир» подал в суд на Ozon из-за китайских подгузников
© BFM.RU

У «Детского мира» есть исключительное право на продажу подгузников Baby Go на территории России, Белоруссии и Казахстана. Причем с таким названием компания производит также детскую косметику, питание, одежду, игрушки, бытовую химию и принадлежности для спорта. Китайские же права на этот товарный знак распространяются на остальные страны.

Суд будет учитывать нормы российского законодательства, полагают юристы, поэтому позиция «Детского мира» выглядит довольно убедительно, считает адвокат, партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко:

Сергей Литвиненко адвокат, партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» «Для торговой отрасли такие споры не являются чем-то необычным, они достаточно распространены, когда правообладатели предъявляют претензии к продавцам и к тем лицам, которые, например, реализуют товары с помощью интернет-магазинов. Исходя из общедоступной информации, позиция «Детского мира» достаточно убедительна в их иске к Ozon, поскольку «Детский мир» является правообладателем товарного знака Baby Go. Безусловно, у него есть право ограничивать, запрещать реализацию товаров с данным товарным знаком».

Для борьбы с контрафактом и предотвращения нарушений защиты товарного знака в России существует Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Правообладатели вносят туда свои товарные знаки, и таможня не пропускает их в страну. Так что юристы задаются вопросом: был ли знак Baby Go в этом реестре? Business FM не удалось обнаружить подгузники с таким наименованием в ТРОИС. Однако здесь может сказываться и то, что в начале июня ФТС пережила хакерскую атаку на свои ресурсы и сведения могут отображаться некорректно.

Но есть и другая проблема. Из-за параллельного импорта задерживать контрафакт на таможне стало сложнее, указывает руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования, партнер «Пепеляев групп» Александр Косов:

Александр Косов руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования, партнер «Пепеляев групп» «После частичной легализации параллельного импорта функция проверки у таможенных органов практически прекратилась. Даже по тем товарным знакам, которые включены в ТРОИС, тоже существенно снизилась активность таможенных органов. Это отмечают все специалисты, которые с этим работают. С учетом легализации параллельного импорта стоит задача обеспечить насыщенность российского рынка товарами, а осуществление функции по обеспечению защиты прав на объект интеллектуальной собственности этому препятствует. Стоят разновекторные задачи перед ФТС. Плюс возникает целый ряд технических сложностей, начиная с того, что этот перечень товаров, по которым разрешен параллельный импорт, постоянно меняется, возникают какие-то непонятные вещи. И дальше возникает вопрос: а как это таможенным органам технически фильтровать?»

Однако, как отмечают эксперты, в данном случае претензии таможне предъявить нельзя. Даже если товар оказался в реестре объектов интеллектуальной собственности, таможня не несет ответственности, если его все же пропустят в страну. И Ozon в суде не сможет указать на это, чтобы защитить себя.

В пресс-службе Ozon Business FM рассказали, что маркетплейс скрыл карточки товаров, к которым была претензия. Продавцам направили уведомления, от них будут ждать подтверждения права на реализацию товара.