Якутские уусы Васильевы создали собственный семейный бренд
Уус в переводе с якутского имеет два значения: "мастер" и "род". Чаще "уусами" называют кузнецов, которых в старину в народе почитали больше, чем шаманов. А в Якутске живет семья уусов, развивающих народные ремесла. Татьяна и Александр Васильевы работают под семейным брендом "Байдам Уус".
Кровь кузнецов
Первый вопрос, который задают в Якутии: "Откуда ты родом?" Александр Васильев из Нюрбинского района Республики Саха. По материнской линии среди его предков были кузнецы, князья, купцы из династии Кривошапкиных. А Татьяна (в девичестве Егорова) родилась в Якутске. Дед по отцу Николай Егорович Егоров был известным целителем и травником по прозвищу Чаанньыктаах.
Познакомились будущие супруги случайно. Столкнулись в летнем кафе в Якутске. В то время Александр учился в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна на художника народно-художественных промыслов - костореза. В 2005 году сыграли свадьбу, а в 2007-м, когда Саша получил диплом, у пары родилась старшая дочь.
Тут приходится вспоминать присказку: не было бы счастья, да несчастье помогло. В 2011 году многодетная семья оказалась на грани выживания, когда косторезное дело, которым занимался глава семьи, резко пришло в упадок - исчезло сырье.
Поразмышляв, супруги решили заняться кузнечным ремеслом. Как раз в ту пору слава о якутских ножах распространилась по всему белу свету. Их начали искать, заказывать. Якутские кузнецы стали неплохо зарабатывать.
Но резьба по кости и кузнечное дело - разные вещи, скажете вы. В Якутии же считают, что творческий человек может научиться всему: шить и даже горшки обжигать. Здесь почти все мастера - универсалы.
Изготовители ножей должны уметь ковать клинки, закалять их, обрабатывать, вырезать из капа березы рукояти, шить ножны и при необходимости украшать рукоять любыми материалами - золотом и бриллиантами, стразами и новомодной эпоксидной смолой.
- Предки моего мужа были кузнецами из известного нюрбинского рода мастеров Сата Уус, - рассказывает Татьяна. - Поэтому он очень быстро освоил технологию изготовления якутских ножей, познал вековые секреты, как представитель рода. Мы начали потихоньку ковать.
Очень помог тогда грант министерства предпринимательства Якутии. Васильевым оказали первую помощь - 50 тысяч рублей - и компенсировали 80 тысяч, которые ушли на материалы. Это было хорошее подспорье, потому что начинали они, имея одну бор-машину. Супруги вместе работали в холодной необустроенной толком кузнице.
Главный секрет
Татьяна как мудрая женщина во всем поддерживает мужа и преклоняется перед его талантом. А если рядом надежная и верная спутница жизни, которая и огонь в кузне разожжет, и ножны сошьет, и молотом постучит, то творческий мужчина может горы свернуть.
Татьяна, работавшая экономистом, не заметила, как, помогая мужу, сделалась мастером. Правда, кузнечить в одиночку супруг ей не позволяет. Не потому, что не доверяет, а потому что заботится. Дело непростое, недолго и пораниться.
В этом и кроется секрет Васильевых - во взаимном уважении, любви и поддержке. В таком состоянии души любое дело спорится. Сегодня семейный бренд известен далеко за пределами региона и даже страны.
Секрет Васильевых - во взаимном уважении, любви и поддержке. В таком состоянии души любое дело спорится
"Главное" изделие Васильевых - якутские ножи. Маленькие быхычча. Средние - батыга - самые ходовые. А длинные - хотохоон - люди покупают для изготовления строганины.
Кроме этого, супруги могут выковать и батыйа - якутскую пальму (массивный односторонне заточенный тесак на длинном древке). Средневековое оружие народов Сибири сейчас используется на охоте и рыбалке. Им можно и лунку в нетолстом льду прорубить, и зверя разделать.
Спрашиваю у Татьяны, почему якутский нож пользуется столь большим спросом.
- А почему кузнецов в Якутии почитали больше, чем шаманов? - отвечает вопросом на вопрос Васильева. - Без железного орудия народ саха не смог бы выжить в столь суровых условиях. Наш нож прошел испытание веками, обрел совершенную форму и пропорции. Наши мастера делают такие ножи, которые можно передавать из поколения в поколение, поэтому они считаются лучшими из охотничьих клинков во всем мире.
Сувениры и "зеркало шамана"
В прошлом году якутский нож получил свидетельство Роспатента, и теперь его могут изготавливать только в Якутии. Недавно такой же документ получил якутский музыкальный инструмент хомус. Васильевы пока его не делают, раздумывают.
Зато всей семьей мастерят изделия из бивня мамонта, обереги из рога, мамонтовой кости, дерева, полимерной глины. Магическое "зеркало шамана" - мощный оберег, который изготавливается с соблюдением определенных ритуалов - по специальным обрядам и по старинным канонам.
У Васильевых все по дому делают дети: убирают, готовят еду, помогают родителям и мастерят сувениры. Все по доброй воле. Такое воспитание в якутских семьях обычно встречается в сельской местности. Васильевы сохранили традиции, живя в городе.
Старшая дочь, Саяна, учится в десятом классе. Максим - восьмиклассник, а Сандаара - шестиклассница.
- Дети помогают в семейном бизнесе - делают авторские кулоны, обереги из полимерной глины и браслеты из натуральных камней. Сын изготавливает деревянные вкладыши для ножен под размер клинка, а девочки помогают украшать ножны, - рассказывает Татьяна.
У Васильевых есть почитатели по всему миру. В этом году семья заключила пять экспортных контрактов. Татьяна и Александр - лауреаты международной выставки "Клинок", республиканских выставок и фестивалей народно-художественных промыслов и кузнечного дела.
- Участие в форумах придает нашему бренду узнаваемость. Люди любят потрогать, посмотреть, опробовать изделия. Победы - это статус мастера, его гарантия, - говорит Татьяна.
Васильевы мечтают построить большой цех и привлечь подмастерьев. Тогда у уусов будет больше времени на поездки, путешествия и семейные походы, которые они так любят.