Эксперты медиа обсудили роль контента в продвижении традиционных ценностей

"Настоящий контент это не то, что мы снимаем, а то, что люди смотрят", "Семья как надежная защита лучше всего показана, между прочим, в "Крестном отце", "Брутальные режиссеры вроде Клима Шипенко с радостью отдали главный приз детскому сериалу", "Дети встречаются в каждой четвертой рекламе, но это обычно один ребенок" - такие впечатляющие и неожиданные тезисы прозвучали на круглом столе, где обсуждалась роль медиа и блогеров в продвижении традиционных семейных ценностей. Кино, ТВ, медиа, интернет, блоги - отличный ресурс на пути к многодетной стране, посчитали его участники.

Эксперты медиа обсудили роль контента в продвижении традиционных ценностей
© Российская Газета

"Я была одним ребенком в семье, мама моя тоже. Но в четвертом классе я посмотрела фильм "Однажды, 20 лет спустя" с Натальей Гундаревой в главной роли, и решила, что хочу быть многодетной матерью", - рассказывает директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина.

И сама при этом удивляется: фильм ничего не лакировал, но от идеи быть многодетной матерью киноразговор о трудностях этого пути ее не отвернул.

Екатерина считает, что в конце концов у нее "не получилось": детей всего четверо. Официально она многодетная мать, но "после третьего ребенка я поняла, что это еще не многодетность". Она, как и заместитель генерального директора АНО "Национальные приоритеты" Оксана Бражник уверена, что одними экономическими мерами многодетную семью в России не утвердить. Нужна серьезная социальная повестка и утверждение ценности многодетной семьи. А ценности продвигаются в культурном пространстве.

"При этом нам не нужен заповедник правильного контента, который никто не будет смотреть, - считает Екатерина Ларина. - Нет, надо вспомнить о чуде жизни, которому нас делает причастным семья".

Внимание аудитории - сегодня самая дефицитная вещь на свете, поэтому велик соблазн для его привлечения пойти по пути жесткого, пугающего содержания, что называется "на грани". Но так можно снимать криминальные драмы, а не кино о семье.

По словам директора по исследованиям АО "Медиаскоп" Марины Пикулевой, Интернет и ТВ пока остаются главными медиа-источниками для детей. На первом месте у них, конечно, мультики, комедии и все, что называется развлекательным контентом. Ведущий формат - видео, главный ресурс - YouTube. Русский контент более востребован, чем иностранный. В аудиоформате также в топе остаются российские исполнители. Идеальный выходной для многих детей - семейный просмотр ТВ дома, семейный поход в кинотеатр или онлайн-игры с папой и мамой. Дети, кстати, не любят смотреть ТВ в одиночку, с родными это все куда веселее. А поскольку детство это обычно время неоспоримого счастья, и все из детства - книжки, пластинки, игры, картинки - остается с нами надолго, то надо быть очень внимательными к детскому контенту. Пока, по данным того же "Медиаскопа", в топе любимых детьми фильмов "Чебурашка", "Конек-горбунок". "Иван Васильевич меняет все", "Иван Васильевич меняет профессию", "Бриллиантовая рука" - косвенное свидетельство, что разрыва поколений пока можно не опасаться.

72 процента родителей считают, что анимационный контент должен прививать их детям традиционные ценности. Высоко ценим такой эмоциональный след в душе, как воодушевление, душевный подъем, а также сострадание и сочувствие, на третьем месте любопытство и заинтересованность, отметила руководитель направления КСО АО "Национальная Медиа Группа" Мария Залунина.

И все создатели интересных фильмов, сериалов, программ для детской аудитории единодушны в мнении, что соответствующий запросам зрителей кино- или телепроект при этом вовсе не теряет коммерческой успешности.

Рассказывая о семье в кино, сериалах и телешоу не стоит забывать о людях "серебряного возраста", уверены участники "круглого стола", это придает семейной теме дополнительный интерес.

Генеральный продюсер онлайн-кинотеатра START Алексей Троцюк, снимавший знаменитый телесериал "Папины дочки", напомнил о кино- и литературном стереотипе видеть в семье место, где нет любви. Уж не говоря о том, что семья, конечно, резко сокращает абсолютную комфортность существования, к которой многие сегодня привыкли стремиться ("Как отец троих детей могу сказать, что большая семья точно не увеличивает комфортность существования").

Но современному человеку, часто чувствующему себя одиноким, испуганным и несчастным только большая дружная семья может по-настоящему прийти на помощь.

Герои его последнего сериала большой семьей отправляются жить в родовую деревню, поскольку в городе она просто не помещается - ни в такси, ни в лифте - нигде. Смысл этого сериала - попытка исследовать большую семью, очень нужная нам, если мы в самом деле хотим, чтобы многодетных семей у нас становилось больше. Алексей рассказал, как его 83-летний знакомый, отец 22 детей, объяснил ему свое счастье: "Твой род за день проживает три жизни, а мой - 22".

По его мнению, мы должны искать и находить в семье тот уникальный опыт, который никогда не получишь, не создав семью. А молодые люди должны ловить в лучшем кино внутренний "вайб" семьи, и понимать, что ее отсутствие - это на самом деле катастрофа.

Продюсер продвижения кинокомпании "Карго", АНО "Институт развития интернета" Владимир Пермяков рассказал об успехах детского сериала "Любопытная Варвара" и обратил внимание на то, что при всей важности задачи производства кино для детей, конкретных проектов практически нет. Современным детям и родителям, при всей их любви к Илье Муромцу или "Бриллиантовой руке", нужны новые истории, а это пока большая проблема. 30 последних лет активных заказов на криминальные сюжеты сослужили свою службу. В детском кино, увы, многое делается по старым лекалам ("За что ни возьмутся, получаются Петров и Васечкин"). Он попеняли кинообозревателям за неумение писать о детском кино. Кино о куртизанках 19 века опишут во всех деталях, а про детское кино скажут лишь: ну, мило. И пообещал в следующем году сделать большой блокбастер об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике, оказавшихся в нашем времени с переставленными клеммами положительного и отрицательного образа ("Это когда в Третьяковке висят картины с Соловьем-разбойником в главной роли")…Другие участники "круглого стола" это тут же связали с нынешним противодействием России попыткам фальсифицировать мировую историю.

Начальник отдела "Религия и мировоззрение" медиагруппы "Россия сегодня" Ольга Липич и специальный корреспондент этого отдела Артем Буденный рассказали о влиянии на семью и семейный выбор традиционных для России религий, задающих общую для них ценность святости жизни. Они как ничто другое задают мотивацию к многодетности, уверены спикеры, и советуют журналистам не переставать искать истории интересных многодетных семей. Поменьше материалов, задающих ощущения травмы, побольше тонкой, глубокой и позитивной социальной рекламы - еще один важный рецепт от коллег-журналистов.

А блогеры Аня Ищук и Димас Блог рассказали о посвященном своим детям блоге и премудростям, которые позволили сделать его популярным. "Самое главное - быть искренними, слушать свое сердце и сердца своих детей", - признался блогер и молодой отец семейства.

"РГ" также вносит свою лепту в разговор о защите традиционных ценностей. Читателей ждет интересный совет экспертов о противодействии повестке ЛГБТ (движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ).