"Это все прекрасное, родное, создавалось руками нашего народа"

В "Хазинэ" рассказали о татарской свадьбе

"Это все прекрасное, родное, создавалось руками нашего народа"
© Реальное время

В галерее "Хазинэ" открылась выставка "Нәсел. Нигез. Йола"/"Род. Отчий дом. Обычай": из фондов Музея изобразительных искусств республики собрали экспозицию о семейных и свадебных традициях татар на рубеже XIX—XX веков. Во время работы выставки будут проходить лекции, мастер-классы, круглые столы. Но самое интересное, что сотрудники ГМИИ отправляются "в поля" в поисках новых артефактов на эти темы.

"Здоровая, образованная, воспитанная, хозяйственная, трудолюбивая"

Да, выставка — часть проекта "Кладези народного творения", организованного за счет гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества.

— Это все прекрасное, родное, создавалось руками нашего народа, — говорит Розалия Нургалеева. — И, по счастью, все это находится в собрании Музея изобразительных искусств.

Но, чтобы собрание было еще больше, сегодня группа сотрудников музея едет в районы республики общаться с людьми, занятыми народным творчеством, краеведческими музеями, жителями деревень. Все это, объясняет Нургалеева, превратится в буклет, который будет выложен в Сети.

На информационных плакатах (текст в которых набран мелким шрифтом в широкие колонки) можно прочитать о традициях прошлого. К примеру, что парень с девушкой вместо встреч переписывались. Или же пару находили родители. Что с того времени пошли обращение другу к другу в виде звательных форм — атасы (отец детей), к жене — анасы (мать детей).

"Завидной невестой считалась та, которая была здоровой, образованной, воспитанной, хозяйственной, трудолюбивой — убирала дом, готовила пищу, ухаживала за детьми и пожилыми, приносила домой воды с ручья или колодца, справлялась с домашним скотом, вышивала, вязала, пряла, ткала, шила одежду и так далее, — сообщают организаторы. — Завидным женихом был тот, кто обладал отличным физическим здоровьем и мог построить дом, посадить, вырастить и собрать богатый урожай на своей земле; заготовить дров на зиму; вырастить скотину".

И Арская фабрика, и театр Камала

Сама выставка поделена на две части. В первой говорится о подготовке к свадьбе, включая сватовство, помолвку, обмен подарками, приданое. Во второй рассказывают о самом празднике.

Под такую концепцию ГМИИ представил, во-первых, разнообразные украшения — хаситэ, чулпы, воротниковые застежки, браслеты. Во-вторых, изделия из кожи — ичиги, панно, подушки. В третьих, очевидно, в качестве приданого — образцы ткачества и вышивок.

Также здесь есть картины: эскиз к "Башмачкам" Джаудата Файзи от Светланы Ибрагимовой, которая представила свой образ свахи, "Татарская невеста" Анвара Сайфутдинова, сцена приезда гостей от Равиля Загидуллина. Особая гордость — панно в технике кожаной мозаики Ильдуса Гайнутдинова, Альфии Замиловой. А на фоне — Коран из коллекции Баки Урманче. Нашлось, достаточно внезапно, место подсвечникам Игоря Балашова на тему поэзии Тукая. И диванная подушка, и коврик от Арской фабрики национальной обуви.

Свои фонды представили также отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ и театр Камала. Последний, к примеру, представил костюм свахи: платье, шаль, калфак с вышивкой, бусы, ичиги. Сваха вытаскивала штаны поверх сапога (а сват, напротив, заворачивал), а для того, чтобы дело сладилось, невесту сажали на подушку. А если, напротив, или жених не подходил, или девушку еще не собирались выдавать замуж, ее сажали у самого порога. Приходила сваха в любой день, кроме "пустого", вторника. Говорила полунамеками, частушками-такмаками, чтобы уберечь молодых от дурного глаза…

А в качестве согласия семьи обменивались подарками — это называлось аклашу/обеление или колак сөенчесе/радость для ушей. За 4—7 дней до свадьбы родители и сваты обсуждали мероприятие, махр/калым, приданое. Любопытное замечание: "Татары верили, что во время никаха даже ветер не должен попасть в дом, иначе между молодыми не будет тепла". После жених ночевал у невесты парное количество дней.

Ну а саму свадьбу, конкретно XIX века, описывает Карл Фукс — с семнадцатью переменами блюд и раздачей свадебных пирогов.

Герой выставки — Низами Ибраимов

Много на выставке фотографий — их представил известный в интернете коллекционер Низами Ибраимов, один из ведущих филокартистов России. На ней — постановочные снимки семей из Петербурга, Троицка, Казани, иногда в нескольких поколениях: женщины в калфаках и платках, мужчины в тюбетейках (а в семье Ахсановых нашлось место феске и тальянке).