Амазонки авангарда: выставка к юбилею Варвары Степановой открылась в Пушкинском музее

В Пушкинском музее открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Экспозиция о талантливых художницах, без которых невозможно представить новое русское искусство. Проект охватывает самые разные сферы – сценографию, дизайн одежды, иллюстрацию и, конечно, живопись, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Одежду, представленную на выставке, хоть с манекена снимай и носи. Сегодня такое в моде, хотя все платья и костюмы были созданы Варварой Степановой сто лет назад.

«Когда я в ее творчество вникла, я поняла, что это будущее. Она намного опережала свое время. В ее творчестве можно черпать огромное количество идей», отметила художник-модельер, член Международного художественного фонда Елена Шипилова.

Варвара Степанова – жена и соратница художника Александра Родченко. Их дом был творческой лабораторией для Степановой и ее подруг: Поповой, Розановой, Экстер. Все девушки принадлежали к одному кругу, где рождались новые виды искусства. Их всех потом назовут «амазонками русского авангарда».

«Это было то прекрасное время, когда они были вместе, когда им казалось, что они делают но они и делали в реальности одно и то же дело. Конкурируя. Но при этом оставаясь подругами», рассказал куратор выставки Александр Савинов.

Вместе с Любовью Поповой Степанова совершила революцию в текстильной промышленности. Девушки создавали новые ткани для Первой ситценабивной фабрики Москвы. В основе узоров были геометрические фигуры: Степанова считала, что они лучше всего соответствуют духу времени. За год художницы придумали несколько сотен орнаментов. Лиля Брик, которую многие считали первой красавицей Москвы, носила платки и платья с орнаментами Степановой.

«Ткани, которые делала Степанова, уходили в Узбекистан и Татарстан эшелонами – они там напоминали национальные мотивы. Их там раскупали», – пояснил Александр Савинов.

К выставке художники-модельеры реконструировали созданные Степановой костюмы к спектаклю Мейерхольда «Смерть Тарелкина». Чередование контрастных темных и светлых деталей на костюмах, неожиданное платье-галифе. Мейерхольд был доволен.

«Это было новое в костюме. Это была совершенно необычная, вызывающая одежда. Галифе мужские брюки, а тут платье-галифе. Она не боялась идти вперед и создавать китчевое», уточнила Елена Шипилова.

По эскизам амазонок авангарда выпускала одежду легендарный модельер Надежда Ламанова, тоже подруга Степановой. Ламанова одевала весь царский двор, в том числе императрицу Александру Федоровну. После революции осталась в Москве и создала моду для народа.

«Там и брючки, и полупальто, и свободные формы, и геометрия. Когда мы монтировали выставку, молодежь говорила: боже мой, я тоже хочу такую, я хочу тоже такую. Более ста лет прошло, а молодежь хочет такие же вещи», поделилась резидент культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталия Козлова.

Подруги-художницы совершали революцию в рекламе, фото и киномонтаже, книжной графике. В залах афиши, книги, обложки журналов. Степанова сотрудничала более чем с 20 печатными изданиями. Однажды, поспорив, она переверстала за ночь номер «Комсомольской правды».

«Она приезжает ночью в редакцию с уже готовым набором и его перекладывает. Делает акцентные шрифты, немного меняет заголовки и в результате оказывается, что на полосу входит еще 30%», рассказала куратор выставки Александра Данилова.

Многогранная Степанова творила в живописи и в графике. С помощью геометрических фигур изображала людей в движении. Эти люди-схемы умели грустить и радоваться, они любили, работали, бегали и прыгали. Специалисты говорят, это не нужно пытаться понимать буквально. Как и автопортрет Варвары Степановой – абсолютно не соответствующий действительности.