Войти в почту

«Будто проклятие наложили»: племянница Мордюковой о скандалах в семье

25 июля стало известно о смерти сестры актрисы Нонны Мордюковой Татьяны. Дочери покойной — Ирина и Юлия — спорят по поводу места, где похоронят мать. Первая из них хочет, чтобы Татьяна покоилась в одной могиле с Мордюковой на Кунцевском кладбище. Художник Юлия Харламова (Мордюкова) в эксклюзивном интервью NEWS.ru прокомментировала скандал, назвала имя главного мужчины в жизни Мордюковой и рассказала о проклятии семьи.

Почему племянница Мордюковой узнала о смерти матери от посторонних

— Вчера умерла ваша мать Татьяна — младшая из сестер Нонны Викторовны.

— Я узнала о ее смерти от посторонних людей. Позвонили из больницы с вопросом, готова ли я организовать похороны. Это было в 10:30, а она умерла в 08:40.

Еще предстоит понять причину кончины. Да, мать болела онкологией. Но в последние месяцы болезнь отступила. Мы общались примерно в июне, и мать нормально себя чувствовала. Моя родная сестра Ирина не допускала меня к ней, блокировала телефон. Сейчас выяснилось, что она поместила мать в хоспис, откуда ее и увезли в больницу. И вот матери не стало.

Сестра мне теперь заявляет: «Ты не будешь иметь никакого отношения к похоронам матери. У меня — все ее документы, без которых даже справку о смерти не получишь».

Прошу Иру: «Давай поговорим». Она аргументирует, что якобы одна ухаживала за матерью. И кидает трубку, такой стиль общения. Но, когда я приезжала к матери без предварительного звонка, то с нею находились только соцработники.

Почему сестра Мордюковой Наталья отстраняла ее от общения с внуком

— Ваша адвокат Юлия Вербицкая-Линник сообщила, что вы выступаете против захоронения матери в одной могиле с Мордюковой.

— Моя сестра заявляет, якобы наша мать хотела быть подхоронена к Нонне. Это не так. Она мне лично говорила, что не планирует подзахораниваться к сестре. Сама Нонна незадолго до смерти просила, чтобы не было никаких пафосных кладбищ: «Я как народная артистка хочу быть с народом, на простом. И с сыном».

Ее единственный сын Володя от брака с Вячеславом Тихоновым ушел из жизни в 40 лет и упокоился на Кунцевском. Туда же похоронили и Нонну. На могиле установлен один на двоих памятник. И теперь, нарушая ее последнюю волю, моя сестра собирается положить туда нашу мать, разворошив прах Нонны и ее сына, демонтировав памятник! Для чего?!

— Какая ваша версия?

— Сложный вопрос. Сама сестра говорит, будто хочет быть «ответственной за могилу» и ухаживать за ней. Я на это право не претендую. У Владимира Тихонова — сына Нонны — остался сын Владимир от законного брака с балериной и актрисой Натальей Тихоновой (Егоровой). Моя сестра заявляет, будто Нонна не принимала внука и якобы не могла терпеть невестку. Но это неправда.

— Что было на самом деле?

Нонна была добрейшим человеком. И очень гостеприимной. Как она сама говорила: «Неужели у меня куска хлеба с маслом нет, чтобы человека в дом пустить, чаем напоить?!»

В последние годы она, к сожалению, сильно болела: перенесла четыре операции на глазах, страдала от ишемической болезни сердца, панических атак и депрессий. Винила себя в смерти сына. Она как черная туча ходила. Принимала таблетки, заходилась в рыданиях. Плакала: «Будто колесо давит на грудь...».

Я приходила навестить тетю, рассказывала ей разные смешные истории. И она переключалась, возвращалась к жизни, становилась прежней Нонной, улыбчивой и доброй.

За нею ухаживала сестра Наталья (художник по костюмам и вдова известного кинооператора Павла Катаева. — NEWS.ru). Так вот Наталья Викторовна абсолютно из добрых побуждений ограждала Нонну от общения с внуком. Чтобы Нонна лишний раз не нервничала. Потому что Володя-младший очень похож на своего покойного отца. На Нонну могли снова нахлынуть черные воспоминания и «колесо».

Позже Наталья признала неправоту, она говорила: надо было относиться спокойнее. Возможно, общение с Володей, наоборот, продлило бы жизнь Нонны Викторовны. Володя вырос хорошим человеком — интеллигентным, мягким. И он — буквально одно лицо со своим дедом Вячеславом Васильевичем Тихоновым.

Кого Мордюкова называла самой большой любовью своей жизни

Тихонов был первым мужем Мордюковой. Они прожили в браке 13 лет и развелись по ее инициативе.

Нонна называла его Штирлицем. Не только потому, что сыграл эту роль. Просто он и в жизни, по ее словам, был неэмоциональный, молчаливый. «За неделю слова из него не выдавишь», — ворчала иногда, вспоминая совместную жизнь.

Но посмотришь на их фото в молодости, и видно, что любят друг друга. В минуты откровенности сама она говорила мне, что сожалеет о разводе. «Слава был нетребовательным и очень скромным. Никогда бы не ушел из семьи. Если б мы не развелись, то не случилось бы, скорее всего, беды с сыном», — вздыхала она.

Но были молодыми, неустроенными: жили в коммунальных квартирах, в каких-то проходных комнатах. К ним приезжали в гости ее многочисленные родственники, которым она всегда помогала... И эти проблемы, свои и чужие, «съели» их брак. Но главной любовью своей жизни она называла именно Тихонова.

— Она успела сказать самому Вячеславу Васильевичу о своем переосмыслении чувств к нему?

— Уже когда болела, звонила ему: «Приезжай и будем доживать вместе». Как в фильме «Родня» ее героиня говорит персонажу Бортника, мол, «поехали ко мне в деревню». Но Вячеслав Васильевич был связан другими обязательствами (второй брак, воспитание дочери Анны и поддержка внуков. — NEWS.ru).

Есть ли проклятие семьи Мордюковой

— Что еще вспоминаете о тете?

— Она считала себя почему-то некрасивой: «У меня большие руки и ноги, нескладная... Вот ты, Юлечка, тоненькая, с осиной талией... Но ножки у тебя все-таки наши, колхозные, ты их под стульчик прячь». Переглянемся и хохочем. Посмеяться она любила.

Мне она казалась красавицей. Благородное лицо! Остальные сестры-братья попроще, а в ее внешности что-то неземное проскальзывало. И конечно, тетя была очень яркой.

На любом застолье, бывало, «солирует» Нонна: говорит, поет, рассказывает... И все ей в рот смотрели. Приезжали и Никита Михалков, еще не такой, как сейчас, а скромный. И Бортник. Оба были в нее влюблены. А когда она снималась в фильме «Мама», я присутствовала на премьере и наблюдала обожание, с которым на нее смотрели и Владимир Машков, и Евгений Миронов, и Кравченко...

Она могла поманить любого пальцем, несмотря на свой уже не юный возраст, обладала такой необыкновенной притягательностью. Все вокруг нее крутились, влюблялись: и молодые, и старые.

И она объединяла и скрепляла всю нашу большую семью. Все ездили друг к другу в гости, устраивали застолья. А после ее смерти все пошло вкривь и вкось. Все между собой переругались. Будто проклятие наложили.

«Манипуляции с могилой — это месть сестры»

— В каком смысле?

— Наталья осталась жить в квартире Нонны после ее смерти. Это не нравилось некоторым родственникам, которые тоже претендовали на эти квадратные метры. Они приходили к Наталье и давили на нее. Мол, куда тебе трехкомнатная — продай и купи «однушку», а остальные деньги отдай нам, нам нужнее.

Певец Юлиан — он дружил с Нонной и часто бывал у нее, тетя ценила его талант — до сих пор недоумевает. Мол, стоила ли квартира возникшего вокруг нее сыр-бора? Жилплощадь расположена на первом этаже в самом обычном панельном доме. «Даже неудобно осознавать, в каких условиях жила народная артистка», — говорил певец. И непонятны баталии вокруг этой далеко не элитной недвижимости.

Все эти требования родственников доводили Наталью до сердечных приступов и слез. Она очень переживала. Жгла свечки, проводила какие-то ритуалы... Ей казалось, что семью могли сглазить. Ведь ее сын, как и сын Нонны, тоже ушел из жизни молодым. И муж рано умер. И сестры-братья-племянники погрязли в злобе и зависти. Мы с нею много об этом говорили.

Она настояла, чтобы я оформила с нею договор ренты: «Иначе меня раньше срока со свету сживут с этой квартирой. А ты все равно приходишь и помогаешь, пусть квартира останется тебе. И Нонна бы так хотела». Я подозреваю, что недопущение меня к матери перед ее смертью и теперешние манипуляции с могилой — это месть сестры за жизнь с семьей в квартире Нонны.

Но мой интерес только один: чувство долга перед мертвыми. Может быть, Союзу кинематографистов удастся уговорить мою сестру оставить могилу Нонны и ее сына в покое. Маму можно похоронить в могилу к бабушке, она говорила, что хотела бы лежать там. Очень надеюсь на огласку и помощь общественности в нашем непростом вопросе.

Читайте также:

Дети Ирины Цывиной не могут поделить её наследство

Адвокат рассказал, может ли «тайный сын» Началовой получить наследство

Вдова Бориса Грачевского высказалась о его наследстве

Адвокат объяснил раздел наследства Кокшенова

«Не несут ноги»: как живёт отец Марьянова, кому досталось наследство актёра