Войти в почту

Эксперты отрасли оценили идею ввести аналог "Пушкинской карты" для книг

Советник президента Елена Ямпольская начала обсуждать с книжными издателями возможность запуска новой госпрограммы для детей дошкольного возраста, которая распространялась бы на книги по аналогии с программой "Пушкинская карта".

Эксперты отрасли оценили идею ввести аналог "Пушкинской карты" для книг
© Российская Газета

По информации "Ведомостей", действие подобной карты предлагается распространить на маркетплейсы: маркировать там дошкольную литературу, которую можно будет приобрести в рамках новой госпрограммы.

В Минцифры говорят, что такой инициативы к ним в ведомство от Ямпольской не поступало.

Тем не менее еще летом 2023 года Ямпольская, будучи на тот момент председателем комитета по культуре, писала в своем Telegram-канале, что предложение включить в "Пушкинскую карту" приобретение книг они не раз выдвигали: "Сейчас оно прорабатывается в правительстве. Из подводных камней, которые вижу: практически все книгоиздание в стране - частное, деньги уже не перекладываются из одного госкармана в другой. Надо чтобы столь щедрая поддержка бизнеса шла в пакете со встречными обязательствами, фактически с госзаказом на определенную литературу. Ну и на экспертные советы, которые будут присваивать маркировку "Можно приобрести по "Пушкинской карте", ложится огромная ответственность. Книг выпускается много, гораздо больше, чем спектаклей и фильмов, работа предстоит напряженная".

Инициатива создать такую "книжную" карту - замечательный шаг для поддержки интереса к чтению среди молодежи. Но велика вероятность того, что подобное решение может уничтожить книжные магазины, которые и так переживают не лучший период.

За комментарием мы обратились к представителям отрасли. В целом инициатива запустить аналог "Пушкинской карты" для книг вызывает поддержку, но есть нюансы.

Так, руководитель издательства "Волчок" Николай Джумакулиев положительно оценивает появление такой "книжной" карты, но не поддерживает акцент на маркетплейсах: "Я считаю это несправедливым и довольно бессмысленным. Все молодые люди пользуются маркетплейсами, но не все ходят в книжные магазины. Так почему бы не направить подростков и юных в книжные, вдруг им там понравится?".

Коммерческий директор издательства "КомпасГид" Глеб Кочнев также поддерживает идею, но подчеркивает, что такая карта должна работать только на бумажные книги и категорически против ее распространения только на маркетплейсы: "Лучше, если это будут не маркетплейсы. А как раз специализированные книжные. Как отработать механизм, не представляю, но это про вселенскую справедливость".

Генеральный директор одной из крупнейших книготорговых сетей республики Татарстан - компании "ТАИС" ("Дом книги") Борис Мусташкин также считает несправедливым отдавать преимущество маркетплейсам: "В целом идея замечательная и мы ее очень поддерживаем. Книжные магазины уже исчезают, и скоро станут раритетами. А эта инициатива и интерес к чтению поддержит, и даст развитие всей книжной индустрии. Идея ввести подобную карту идет от традиционной розницы. И она нужна для поддержки именно традиционных магазинов. Маркетплейсы объективно в этом не нуждаются".

Прямая речь

Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей:

"Сделать аналог "Пушкинской карты" для книг - важнейшая инициатива федерального значения, которая могла бы существенно поддержать книжные магазины по всей стране. От лица Ассоциации книгораспространителей (АСКР) я неоднократно выступала с инициативой ввести "Пушкинскую карту" или ее аналог для продажи книг через книжную розницу.

Абсолютно не понимаю логики распространения данной карты только через маркетплейсы. Кого мы таким образом поддерживаем и чего хотим добиться? Мы хотим сделать доступными лучшие произведения детской и юношеской книги? Но тогда для каждого российского читателя должны быть созданы равные условия для выбора места покупки книги: хочешь глубже познакомиться с книгой, полистать ее, получить рекомендацию специалиста - сходи в книжный магазин, хочешь получить быстрее, не выходя из дома - закажи онлайн.

Мы хотим поддержать маркетплейсы? Они и так успешно развиваются, доля этого канала уже составляет 50,1% от всего книжного рынка России.

В то время как книжные магазины не смогли восстановить свои продажи после пандемии, не выдерживая ценового демпинга маркетплейсов, они продолжают терять покупателей и массово закрываются. Только за последние два года, по оценке АСКР, было закрыто 86 книжных магазинов по всей стране и, к сожалению, закрытия будут продолжаться.

С 2020 по 2024 годы доля продаж через книжные магазины сократилась на значимые 25,5 % и сегодня этот канал составляет всего лишь 41,7% в общем обороте книжного рынка. С каждым годом сокращаются продажи детской литературы в книжных магазинах. За 6 месяцев 2024 года они уменьшились еще на 2,4%. Доля данной тематики составляет сегодня 21,8% от общих продаж всех тематик.

Ассоциация книгораспространителей выступает за развитие книжного рынка, за создание равных условий для всех каналов продаж и соблюдение Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ и поправок к нему, принятых 01.09.2023 г.

Возможность приобретения книг по "Пушкинской карте" или ее аналогу через книжные магазины будет существенным шагом для поддержки книжной розницы. Мы должны сохранить за читателем право выбора места покупки книги. В конечном, итоге, это сделает более доступной саму книгу, как по стоимости, так и по ассортиментному предложению".