Есть ли предел фантазии при выборе названия магазина?

В Москве у метро «Профсоюзная» готовится к открытию «Пердеж». Но, несмотря на туалетный юмор, в названии кроется аббревиатура — «первый дежурный магазин кроссовок». Это понятно из вывески, которая уже месяц обсуждается местными жителями. Некоторые даже успели пожаловаться в районную администрацию на непристойное, по их мнению, название.

Есть ли предел фантазии при выборе названия магазина?
© BFM.RU

Чиновники попросили владельца поменять вывеску. Но тот, как пишет «Москвич Mag», отказался, сославшись на то, что название согласовано с арендодателем и основания для изменений отсутствуют.

Тем не менее местные власти действительно могут демонтировать вывеску, отмечает юрист по интеллектуальной собственности Владимир Рыбин:

— Я как специалист по неймингу и просто как москвич категорически против подобных наименований. Это недопустимо, это противоречит нормам этики и морали. Есть достаточно большой законодательный корпус, который это запрещает что при регистрации товарных знаков, что при использовании в вывесках. Здоровая провокативная политика нейминга возможна, но в данном случае это не она. Чувство юмора у каждого свое, и, видимо, у этого владельца подобные шутки вызывают исключительно светлые ощущения, но у большинства нормальных людей, я подозреваю, нет. Это тот случай, когда мы наконец-то узнали, что вывески надо согласовывать с городскими властями. Если до этого данная мера казалась избыточной, то теперь мы начинаем понимать, что все-таки это необходимость. Я помню, как Роспатент отказал в регистрации товарного знака журналов «Хулиган» и «Хакер», даже эти слова показались недостаточно этичными для Роспатента, а они, согласитесь, намного мягче и строже того, что мы здесь наблюдаем. Мы видим слово подзаборной, обсценной лексики, здесь нет никакой игры ни со словами, ни с настроением, ни с языками, это просто пощечина общественному вкусу — такое «хочу и могу».

— Есть ли какой-то список слов, которые нельзя использовать в подобных названиях?

— Мне об этом ничего не известно. Я думаю, что, если требуется очень строгое юридическое разрешение вопроса, в суде могут быть подняты профессиональные филологические словари, в том числе обсценной, ненормативной лексики, они существуют. Что касается строгого, уже заранее данного юридического открытого списка, его нет, закрытый, возможно, у каждого ведомства свой.

— Могут оштрафовать владельца?

— За неправильную вывеску могут. Вывески находятся в ведении местных властей.

По словам владельца магазина, задача вывески — сначала удивить человека, а потом вызвать у него на лице улыбку.

«Вывеска как-то вытаскивает людей из серых будней. Человек проезжает мимо на машине и специально останавливается, выходит, чтобы сфотографироваться рядом. Да, это на грани, но, опять же, это не негатив, как грязный мусорный ящик, на который не хочется смотреть, а вещь, которая должна вызывать положительные эмоции», — цитирует владельца Максима «Москвич Mag».

Business FM поговорила с местными жителями и узнала, как они относятся к оригинальному названию магазина.

— Я обращала внимание на это название. Как-то неблагозвучно.

— Стоит менять?

— Ну, наверное. Я думаю, непривлекательное название.

***

— Мы привыкли. Вывеска уже месяц висит. Место притяжения. Бросайте листовки.

***

— Мы владельцы, просим принять. Молодые ребята, просто современные, у нас современный подход.

***

— Я бы сюда даже не зашел, чисто на психологии. Хотя бы на какую-то часть клиентов будет меньше, это по-любому. Точно не для кроссовок.

***

— Как житель этого района не испытываю никакого дискомфорта, потому что я достаточно молодая. Зумерская тема мне близка. Это очень смешно, мемно. Когда магазин откроется, я туда обязательно зайду с друзьями. 100% сфоткаюсь рядом с вывеской и выложу это куда-то. Для администрации города, наверное, название не очень.

В апреле 2023 года арбитражный суд Красноярского края обязал сеть суши-кафе «Ёбидоёби» сменить название, поскольку оно, по мнению суда, противоречит общеизвестным принципам гуманности и морали, может вызвать ассоциацию с бранной ненормативной лексикой русского языка.