Службу медицины катастроф пересадят на броневики

Минздрав собирается изменить порядок организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф помощи и эвакуации при ЧС. При введении в регионе режима военного положения или контртеррористической операции сотрудникам территориальных центров выдадут бронежилеты и шлемы, средства связи, бронированный транспорт. «Парламентская газета» разбиралась, как это поможет их работе.

Службу медицины катастроф пересадят на броневики
© Парламентская газета

Шлемы, броники, спецсвязь

Проект приказа Минздрава касается работников полевых многопрофильных госпиталей (ПМГ) и территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК), подведомственных Всероссийской службе медицины катастроф (ВСМК). Он содержит поправки в действующие стандарты их оснащения при оказании помощи, а также эвакуации в чрезвычайных ситуациях. Так, руководители ПМГ и ТЦМК должны будут снабжать своих подчиненных средствами индивидуальной защиты, в том числе бронезащиты. Речь идет о бронежилетах и шлемах, средствах связи, специализированном транспорте, необходимых для спасения жизни и сохранения здоровья работников, следует из документа.

Такое снаряжение планируется предусмотреть, если в регионе, где действует режим чрезвычайной ситуации, введут режим военного положения, среднего уровня реагирования или контртеррористической операции. Правда, есть оговорка: усиленную экипировку предоставят при наличии финансового обеспечения.

Полагающийся специалистам перечень видов экипировки начальники медицинских организаций установят отдельным распоряжением.

Пока — налегке

Сейчас исчерпывающий перечень предметов специальной одежды и обуви включает 17 позиций. Например, работникам службы медицины катастроф полагаются:

головные уборы — зимний и летний, шапка вязаная, куртки — зимняя утепленная, демисезонная и летняя, полукомбинезон утепленный, брюки теплые и легкие, две рубашки — с длинным и коротким рукавами, жилет полушерстяной вязаный и такой же шарф, джемпер полушерстяной, из обуви — ботинки кожаные утепленные с высокими берцами и полуботинки из кожи, сумка для хранения вещей.

Если проект приказа примут, комплект обмундирования станет более весомым, причем в прямом смысле слова.

«Конечно, это правильно, когда речь идет о безопасности сотрудников, — сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. — А она превыше всего. Ведь им приходится действовать в разных условиях и обстоятельствах. Поэтому дополнительные средства защиты и связи, требования, рекомендации из-за возможных чрезвычайных происшествий, военных действий, контртеррористических операций — это все реалии сегодняшнего дня». Поэтому нормативно-правовая база совершенствуется вслед за возникающими вызовами, добавил депутат.

Там, где труднее всего

Сотрудники Всероссийской службы медицины катастроф помогают пострадавшим в результате чрезвычайных происшествий. Их вызывают, когда случаются техногенные катастрофы и стихийные бедствия, пожары и наводнения, серьезные дорожно-транспортные происшествия и другие кризисные ситуации.

Достаточно вспомнить нашумевший пожар в пермском клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009-го, в котором погибли больше ста человек. Или теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле», произошедший в марте 2024-го и унесший 144 жизни, где работали более 70 бригад скорой помощи и службы медицины катастроф. По запросам иностранных государств специалисты службы выезжали за рубеж для помощи коллегам после крупномасштабных ЧС — например, в Турцию и Сирию.

Такие люди должны быть не только профессиональными врачами, но и иметь крепкую психику, обладать быстрой реакцией и способностью молниеносно принимать решения, умением в кратчайшие сроки помочь десяткам, а то и сотням человек. Поэтому в состав подразделений центров медицины катастроф, помимо врачей и фельдшеров, включают также хирургов и травматологов, анестезиологов-реаниматологов и представителей других медицинских специальностей.