Ювелир-реставратор Равкат Мухаметшин: "У традиционных украшений есть душа"

Он представил "Булгарские уточки", коранницы и другие традиционные украшения, на воссоздание которых порой уходит восемь лет

Ювелир-реставратор Равкат Мухаметшин: "У традиционных украшений есть душа"
© Реальное время

Художник-реставратор, единственный в России ювелир, создавший реконструкции украшений булгарского, золотоордынского и татарского периодов, Равкат Мухаметшин провел творческую встречу в культурно-просветительском центре "Искусство жить". Гости мероприятия смогли увидеть уникальные ювелирные изделия, на примере которых продемонстрировали традиционные способы изготовления украшений, принципы создания орнамента и значение его отдельных элементов. Помимо образцов украшений, для воссоздания полного образа того, как украшения сочетались с одеждой и головными уборами, была организована фотовыставка. Подробнее — в материале "Реального времени".

Ювелирное дело ради собственного багги

Равкат Мухаметшин начал заниматься ювелирным делом в 1985 году. С тех пор он сотрудничал в качестве реставратора с Музеем истории Узбекистана, с Национальным культурным центром "Казань", а также был приглашен для подготовки экспозиции к 1000-летию города по линии Всемирного конгресса татар. С 2013 года Равкат Мухаметшин работает художником-реставратором по металлу в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.

Часть встречи была посвящена рассказу о реставрационной деятельности Равката Мухаметшина, о том, какие шедевры, пройдя через его руки, обрели вторую жизнь, а теперь выставляются в лучших музеях страны. Модератором встречи стала коллекционер и реконструктор татарского национального костюма Гульшат Нугайбекова.

— Я хотел заниматься автомобильным спортом, планировал быть гонщиком. Последнее ралли, в котором участвовал, проходило в Донецке, тогда я не нашел взаимопонимания со своим шефом и решил заняться тем, что позволит заработать на собственный автомобиль и ни от кого не зависеть. Авторскими ювелирными украшениями увлекался мой дядя — я начал этим заниматься и вскоре зарабатывал по три-четыре тысячи в месяц. В советское время это были огромные деньги, — поделился Равкат Мухаметшин.

Ювелир родился и прожил 40 лет в Ташкенте, где в Музее искусств впервые увидел узбекские украшения и восхитился тем, какими простыми, но в то же время эффектными они были.

— Я делаю много авторских украшений, их отлично покупают, но традиционные украшения — это другой мир, у них есть "корень", который связывает человека с природой, менталитетом и предками. У традиционных украшений есть душа, — поделился он.

Равкат Мухаметшин ищет вдохновения в горах — там, куда нельзя взять больше, чем ты можешь унести, и меньше, чем необходимо для выживания. Наша жизнь, по его словам, такой же поход. Поэтому важно найти дело, которое позволит не только зарабатывать, но и развиваться.

Ювелирные украшения — это архитектура малых форм

По словам ювелира, украшение состоит из поверхностей. Сложнее всего сделать поверхность идеально гладкой, поэтому, чтобы скрыть неровности, мастера начали делать орнамент, а позднее он обретал сакральные смыслы. Были у украшений предков и другие особенности, например кольца в виде казана с крышечкой — туда бросали рис, что символизировало достаток. Популярны были и коранницы, которые надевались крест-накрест, чтобы быть под мышкой — считалось, что оттуда после смерти выходит душа.

— Мое творчество началось с серег. Я пришел в музей, попросил разрешения сфотографировать их, но позволили только перерисовать. В процессе я увидел, что в основе этого украшения — целый сюжет: древо жизни и корни предков, — рассказал Равкат Мухаметшин.

Делал просто "на слабо"

— Какие-то вещи я делал просто "на слабо". Мне показали половину бусины, раздавленную каблуком. Сделай, говорят, за двести баксов. Размером бусина крохотная — помещается на двухрублевой монете, но я справился и с этим, — заявил он.

Равкат Мухаметшин считает себя "разносчиком культуры". По его словам, человека важно "укусить, заразить", а дальше тот сам найдет то, что ему интересно, а его задача — попытаться сохранить то, что мы имеем, для следующих поколений авторов. У него много собственных задумок и идей, но интереснее всего заниматься традиционными украшениями.

— Равкат Азатович — наше наследие. Ювелирное дело — очень трудоемкий процесс, современные мастера не хотят сидеть месяцами над одним украшением. На данный момент Равкат — единственный носитель технологий изготовления булгарских и золотоордынских украшений. Людей, равных ему, нет, — подчеркнула модератор встречи Гульшат Нугайбекова.

— Все, что мы сегодня увидели, представляет нам Равката Мухаметшина как реставратора, реконструктора, стилизатора, копииста и автора. Важно, что его рука ложится профессионально, он освоил все стили, все техники. То, что он делает, достойно лучших музеев, — подвела итоги в конце вечера доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова.

u/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Зверева