Профессор Амиров: "Сухой" закон пользы не принесет, но "наливайки" надо закрыть

Инициатива вологодского губернатора Георгия Филимонова о резком ограничении продаж алкоголя в будние дни вызвала в части общества противоречивую реакцию и последователей в других регионах. Кто-то усмотрел в этом "сухой" закон, кто-то припомнил печальные последствия непродуманной антиалкогольной кампании середины 80-х, вынудившей людей в надежде отоварить талоны на водку стоять в унизительных многочасовых очередях.

Профессор Амиров: "Сухой" закон пользы не принесет, но "наливайки" надо закрыть
© Российская Газета

Тема, что и говорить, чувствительная.

Но вологодский губернатор не говорил о "сухом" законе. У его инициативы совсем иная и вполне благородная цель, которая, если кратко, заключается в том, чтобы пресечь нарастающую на вверенной ему территории алкоголизацию населения и особенно молодежи. И здесь губернатора поймет всякий здравомыслящий человек.

Другое дело, что любые запретительные меры могут вызвать эффект, прямо противоположный задуманному. И не только в виде очередей и общественного недовольства, но и, например, в резкой активизации незаконной торговли алкоголем, в том числе некачественным. Мы, к сожалению, проходили в уже далеком прошлом употребление на фоне дефицита напитков, произведенных официальными ликероводочными заводами, всякого рода суррогатов, приводившее к самым тяжелым исходам.

Это тот самый случай, когда прежде, чем отрезать, нужно семь раз отмерить.

Радикальные меры в таком вопросе вряд ли полезны, но регламент в торговле алкогольной продукцией, безусловно, нужен. Нельзя, чтобы наливали везде и в любое время суток. Такого нет ни в одной стране, относящей себя к развитым. В той же Великобритании, стране пьющей побольше России, алкоголь в будние дни разрешено продавать в пабах с 11 до 23, а в выходные с 12 до 22.30. В Швеции, отчаянно борющейся с алкоголизмом, в будние дни алкоголь можно купить до 18 часов, в субботу - до 14 и далеко не во всех магазинах. В воскресенье, в праздник или ночью крепкое спиртное не продается вообще.

У нас же "наливайки" обосновались даже в некоторых жилых домах и страждущему нальют всегда, несмотря на вводимые запреты эти самые "наливайки" в шаговой доступности открывать.

Между тем, никто не будет оспаривать прямую зависимость между ростом алкоголизации и кривыми преступности, в первую очередь бытовой. Есть, разумеется, и отчетливая связь пьянства и производственного травматизма.

И тут нужно менять саму организацию торговли спиртным. Создавая понятные и принимаемые законопослушным большинством правила. Беспощадно закрывая "наливайки" и аккуратно ограничивая время продаж, в том числе в лицензированных кафе и ресторанах.

Но, опять же, старую истину, что одними запретами алкоголизацию побороть не получится, никто не отменял. Нужна альтернатива. Организация доступного отдыха и прежде всего детского, молодежного и семейного. Именно доступного, не требующего от семейного бюджета непомерных расходов, когда для того, чтобы сходить с ребенком в парк, нужно потратить солидную долю бюджета.

Нужна пропаганда здорового образа жизни, опирающаяся на популярные медийные образы. Мы совершенно зря пугаемся слова "пропаганда", особенно, когда вопрос о народосбережении стоит уже не просто остро, а, что называется, ребром.

Закрыть "на клюшку" двери алкомаркетов просто, но ничего не даст, кроме вящего пиара. Нам придется пойти более сложным путем. Но это единственный верный путь. Проверенный и в нашей истории.