Войти в почту

Русская Шанель поделилась с RT секретом успеха и долголетия

Модельеру Татьяне Смирновой 93 года, и, согласно Книге рекордов России, она является старейшим действующим художником-модельером в нашей стране. Одежду Татьяны Смирновой носили Галина Вишневская и Клара Новикова. Со Славой Зайцевым они познакомились ещё в 1960-е и дружили всю жизнь. В 1990-е её модели демонстрировали на подиуме Недели моды в Париже, а в нынешнем и прошлом году покорили сердца китайских модниц. В беседе с RT Татьяна Смирнова рассказала, почему в СССР её называли «русская Шанель», как родился её неповторимый авторский стиль, и поделилась секретом своего долголетия.

Модельер и художник Татьяна Смирнова родилась в Москве в 1931 году. В 1941 году отец Татьяны ушёл на фронт, а её с тремя братьями и беременной матерью отправили в эвакуацию в Среднюю Азию, где мать умерла от брюшного тифа, только родив младшую сестру.

После войны Татьяна Смирнова успешно окончила Московский институт лёгкой промышленности. Работала на швейной фабрике и в СХКБ — Специальном художественно-конструкторском бюро. В 1987 году Татьяна Смирнова стала членом Союза художников СССР и постоянным участником ежегодных модных выставок. В 1990 году в столице Франции стартовал проект Soviet Mode («Советская мода в Париже». — RT), в котором среди восьми модельеров из СССР участвовала Татьяна Смирнова.— Как и когда вас стали называть русской Шанель?

— Где бы мы ни появлялись за границей с нашими коллекциями, куда бы ни поехали, везде меня сопровождало это сравнение: «Мадам, как вы похожи на Шанель. И ваше творчество». Я не могу судить, насколько моё творчество схоже с Коко Шанель, но судьба у нас действительно идентичная.

Это была замечательная женщина, которая прожила трудную жизнь. И в этом мы с ней похожи: начало жизни, всякие жизненные коллизии и то, что она не сразу пришла к известности.

Я даже не заметила, когда меня стали называть русской Шанель. Но это без конца звучало с разных сторон — что я как Шанель!

— Как складывалась ваша судьба и почему вы выбрали профессию модельера?

— Я никогда не играла в куклы, не шила им одежду. У меня было очень суровое военное детство. Поэтому игрушек у нас не было — у нас были игры в жизнь. Жизнь была непростая: пережить войну, потерять в раннем детстве мать — всё это заставляло больше мыслить и действовать для того, чтобы мечты, которые бывают у каждого, сбылись.

Я рано начала шить. Это была потребность создавать новое из разных материалов, которые попадались под руку. В довоенное и послевоенное время было очень трудно с материалом, но я всё время что-то изобретала. Или посмотрю какой-нибудь фильм, где знаменитые актёры играют, иду в магазин, покупаю ткань и повторяю ту модель, которую видела на экране. Делала вещи в основном для себя и для подруг, их мамы очень любили мои вещи.

И я решила, что стану модельером. Поэтому я поступила в профильный институт, окончила его, работала на швейной фабрике. Там я научилась пунктуальности, строгости, познала жизнь, сформировала характер. Это имеет большое значение для достижения своих целей. Я их достигла. Мои мечты сбылись.

— Как сложился ваш неповторимый стиль?

— Когда я ещё возила в чемодане свои вещи, тонкие и звонкие, однажды я попала под дождь. И чтобы выглядеть нормально, мне пришлось бегать и искать утюг.

Я поклялась, что никогда больше не буду зависеть от утюга, а сделаю такие вещи, которые прямо из чемодана будут готовы к носке, никогда не помнутся и всегда будут в фаворе.

И я уже забыла, когда брала с собой утюг, чтобы гладить вещи. Мы применяем разные технологии: прострачиваем каждую деталь модели, продеваем определённый шнур и так далее, чтобы вечером вещи развесить, а утром их можно выставлять напоказ.

Я очень люблю русский стиль, потому что сама родом из России. Но я никогда не создавала вещи, похожие на чисто русское, а только так, чтобы было заметно российский характер: боевой, серьёзный, стойкий.

— В 1990 году на Неделю моды в Париже были приглашены советские модельеры в рамках проекта «Советская мода в Париже». Как это было?

— Это был совместный показ нескольких художников. Нашу поездку курировал Пако Рабан, всегда очень приветливый, давал нам хорошие советы, как себя вести и так далее. Я получила от этой поездки большое удовольствие.

Нам тогда разрешили сделать продажу своих моделей. Директор большого торгового центра тогда сказал мне: «Мадам, сейчас не лучшее время для показа вашей модели. Она у вас не будет иметь успех». Но я всё равно это сделала, потому что знаю, что мои модели всегда берут первое место. Так и получилось.

Только он вывез кронштейн с нарядами, первая вещь, которую купили, была моя. Это была яркая жакетка, выполненная в русском стиле: петчворк, стёганая, с полосками. Незатейливая, но очень красивая, которая может служить всю жизнь.

В показе «Советская мода в Париже» мы опровергали тезис, что в России нет моды. И французы это почувствовали, глядя на изделия, которые показывали наши художники. А там были прекрасные произведения, которые возымели успех и у зрителей, и у почитателей моды, и у коллег-кутюрье.

— Как вы познакомились с Вячеславом Зайцевым?

Славу Зайцева я знаю очень давно, с тех пор, когда он ещё учился в техникуме. Он приходил на швейную фабрику №9, где после окончания института я заведовала экспериментальным цехом, в котором делались модели для массового производства.

Вместе с Зайцевым мы никогда не работали. Но всегда были рады встрече друг с другом. Я наблюдала за его продвижением в карьере, как его хвалили и ругали. Но Слава выдержал всё и победил своей настойчивостью, своими знаниями. Он замечательный рисовальщик. А как он сопровождал всегда свои показы — невольно я подпадала под его обаяние. Слава Зайцев навсегда останется в нашей памяти как лучший советский модельер.

— Для кого шьются ваши модели? Кто ваши клиенты?

— Для меня главные клиенты — наши женщины: девушки, замужние, в возрасте. Это та часть человечества, на которую я работаю и которую я очень люблю. Нашим женщинам часто приходилось испытывать в жизни различные трудности, которые они успешно преодолевали. И я думаю, что хорошая красивая одежда позволяла им делать это с большей лёгкостью.

Ко мне приходила наша оперная певица Галина Вишневская. Очень требовательная. Зашла в студию на Арбате и сказала строгим голосом: «Посмотрим, что здесь делается, что здесь продаётся». И купила две вещи: вышитое красное пальто и жакет. Я потом видела её фото в них.

Много лет ко мне приходила Клара Новикова. Она поражала всех своим обаянием. Клара любила и часто покупала шляпки. Предпочитала строчёную модель и при этом любила приговаривать: «Сейчас такие времена трудные, аж шляпу сносит».

— Где был ваш последний показ?

— В 2024 году в Китае. Это было уже второе приглашение от китайской стороны. Мы ездили туда в прошлом году. Китайцы — люди недоверчивые, проверяют всё, прежде чем принять решение. И в данном случае они не ошиблись — решение было правильным. То, как это было показано там, стало сюрпризом даже для меня: как это прозвучало, как это выглядело, какой успех имело у аудитории. Я считаю его подарком судьбы.

— Над чем сейчас работаете?

— Я сейчас делаю новую коллекцию. Каждое моё следующее произведение должно быть впереди того, которое я делала вчера или позавчера. И этот принцип даёт свои результаты. Также я занимаюсь созданием необычных вещей в стиле петчворк: шёлковый, кружевной (пришла мне такая дерзкая мысль), драповый — всевозможный петчворк делаю.

— Как происходит процесс изготовления ваших моделей?

— Идея у меня всегда возникает при взгляде на ткань. Каждая ткань требует своей модели. У меня собрана коллекция разных материалов, я раскладываю их по модели, режу, сразу стачиваю и смотрю, что получается. Прежде чем модели поступают к мастерицам, они должны быть мною смётаны.

Одно из самых трудоёмких моих изделий — это юбка-павлин. Её изготовление занимает много времени и требует большой квалификации мастериц. Самое сложное в ней — собрать колорит юбки, что за чем идёт, чтобы было красиво и грамотно. Я подбираю материал, собираю один или два клина и смотрю, что получается. А затем уже можно разрезать и сшить. Все клинья должны совпадать по рисунку. Но зато когда она готова, то как павлин в своё удовольствие раскрывает хвост из разноцветных прекрасных перьев, так раскрывается и моя юбка-павлин из ярких клиньев.

— Ваша судьба рассказана в книге «Русская Шанель. Семь секретов счастья Татьяны Смирновой». А в чём секрет вашего долголетия?

— Мне скоро исполнится 94 года. Но я не замечаю своего возраста, потому что у меня есть любимая работа. Я нахожу в ней удовлетворение. Особенно когда вижу хороший результат своих трудов. Несмотря на то что я старейший художник-модельер, я не чувствую себя старушкой, которая ничего не может делать. Я человек, полный сил духовных и физических.

Если человек захотел быть модельером, пусть повторяет мою судьбу, это очень хорошее дело.