От игрушки к шедевру: Дарья Жавнерик вдохновляет новое поколение художников
В ноябре мир искусства отметил сразу два значимых события: 12 ноября — День творческих осуществлений и 16 ноября — Всемирный день творчества. В этом контексте журналистка Ксения Клепча провела беседу с талантливым мастером Дарьей Жавнерик, чьи работы произвели настоящий переворот в мире искусства. Мастер превращает всемирно известные куклы Блайз, производимые в Азии, в уникальные произведения, каждый раз создавая нечто совершенно неповторимое.
— Дарья, вы первый мастер, кто начал в России кастомизировать фабричные куклы и создавать уникальные экземпляры. Почему куклы Блайз стали вашим основным вдохновителем?
— Творчеством я занимаюсь с детства, однако с рождением моей первой дочери, примерно 10 лет назад, всерьез увлеклась пошивом кукол. Сначала это были текстильные куклы, они пользовались большой популярностью: через мою страницу в Instagram (деятельность в РФ запрещена) их заказывали клиенты со всей России. Однако в один прекрасный день я наткнулась в интернете на фото куклы Блайз и влюбилась в нее на всю жизнь. У этих кукол удивительная история. Изначально их придумали и начали производить в 70-е в США, затем в Японии. Предназначались они для детей, но тогда их особо не впечатлили, успеха на рынке не случилось, производство свернули. В начале 2000-х японская компания Takara наладила перевыпуск, и вот тогда они взорвали рынок. Сегодня у Блайз сотни тысяч поклонников по всему миру, при этом именно кастомизированных.
Когда я начала создавать своих кукол Блайз, я заметила, что многим из них не хватало уникальных деталей, которые действительно выделяли бы их среди других. Поэтому я решила добавить в свои работы элементы индивидуальности и оригинальности, особенно связанные с визуальным стилем. Это стало моим способом привнести что-то новое и неповторимое в мир кукол, и с каждым новым созданным образом я ощущала, как мои идеи и фантазии оживают в уникальных деталях, превращая каждую куклу в настоящее произведение искусства.
— Сложно ли было начать работать с ними?
— Я создаю OOAK Блайз (Blythe) — англоязычная аббревиатура ООАК расшифровывается как One of a Kind, что в переводе означает «единственный в своем роде». Так называют авторских кукол, которые не имеют копий. Кастомизированные куклы — это тренд с многовековой историей. Еще древние египтяне с удовольствием рисовали макияж своим статуям.
Блайз — это шарнирная кукла, в голове которой спрятан механизм, позволяющий менять ей цвет глаз и направление взгляда. Это очень фотогеничная кукла.
Когда я начинала, в России таких мастеров не было — только иностранные. Мне понадобилось где-то полгода, чтобы по крупицам собрать информацию о техниках и особенностях переделки, найти необходимые материалы и в итоге собрать свою первую куклу. Это очень кропотливая работа. С тех пор я создала около тысячи уникальных экземпляров.
— Сегодня это больше хобби или бизнес?
— Постепенно хобби переросло в прибыльный бизнес. На моей странице в Instagram (деятельность в РФ запрещена), через которую я принимаю заказы, уже более 12 тысяч подписчиков.
Сначала моими основными клиентами были молодые пары с маленькими детьми, которые активно заказывали портретные куклы. Так, например, я создала куклу для дочери известной российской актрисы Ирины Гриневой. Сегодня в основном среди заказчиков частные коллекционеры со всего мира, например из Германии, Италии, Франции, США, Кореи.
— Чем вы вдохновляетесь в работе?
— Всем, что меня окружает. Это, конечно, мои дети, фильмы, вкусная еда, исторические персонажи. Чаще всего заказчики кукол уже знают, какого персонажа хотели бы получить в виде куклы, однако я к каждому проекту подхожу индивидуально и создаю экземпляры на основе собственных креативных идей и видения подходящего образа.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы создавать таких уникальных кукол?
— Я думаю, это большой профессиональный опыт в создании кукол и еще, наверное, врожденный талант, который я развиваю на протяжении многих лет.
— Ваши достижения действительно впечатляют и показывают ваш значительный вклад в современное искусство. В чем он конкретно заключается?
— Мои уникальные художественные куклы Блайз отражают глубокую страсть к искусству и самовыражению. Каждая из них представляет собой индивидуальный дизайн, который позволяет коллекционерам и художникам экспериментировать с креативностью и стилем.
Я активно участвую в развитии новой формации фотографии, где мои куклы становятся центральным элементом в фотосессиях, что способствует возникновению нового жанра.
Кроме того, я стала частью сообщества любителей кукол Блайз в социальных сетях, где более 16 тысяч коллекционеров и художников делятся идеями и техниками. Это сообщество способствует обмену креативными концепциями и значительно обогащает культурное пространство.
За последние годы я принимала участие в многочисленных специализированных выставках как в России, так и в США, что позволило мне продемонстрировать свои работы широкой аудитории и внести свой вклад в развитие искусства на международном рынке.
— Насколько сегодня в целом, на ваш взгляд, популярны игрушки ручной работы?
— Очень популярны, и с каждым годом их популярность только растет. Я думаю, это связано с тем, что сегодня очень много самых разных заводских игрушек, рынок перенасыщен. И многим больше хочется стать обладателем чего-то уникального, значимого. Они хотят что-то особенное, чего нет у других. Такими предметами дорожат, передают по наследству, дарят с особым трепетом.
— Какие у вас дальнейшие творческие планы?
— Я планирую открыть свое собственное творческое пространство, посвященное куклам Блайз. С мастерской, возможностью проводить мастер-классы, собирать единомышленников.
Автор текста: Ксения Клепча
Читайте также:
110 вариантов подарков коллегам на Новый год — на любой вкус и кошелек
Развлекающаяся с игрушкой панда Катюша попала на видео
Стало известно, почему «магия» новогодних подарков так важна для детей