Эксперты назвали опасность чрезмерного увлечения шопингом перед распродажами
Последний рабочий день этой недели 29 ноября - "черная пятница". Купить что-то во время сезонной распродажи планируют почти половина (49%) россиян. Большинство готовы потратить около 20 тыс. рублей, показало исследование "Яндекс Рекламы". Существенная часть этих денег осядет на маркетплейсах.
Онлайн-покупки стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, и вместе с этим шопоголизм приобрел новые масштабы. С одной стороны, маркетплейсы облегчили доступ к товарам, в том числе для жителей удаленных регионов, с другой - для многих онлайн-шопинг становится проблемой, траты на ненужные вещи пробивают брешь в кошельке.
По данным АКИТ, объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Наиболее интенсивный рост оказался на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в Сибири - в регионах с большим количеством малых населенных пунктов, иногда в труднодоступных местностях. Для жителей этих мест интернет-торговля - зачастую единственная возможность приобрести необходимые вещи: от детской одежды и лекарств до бытовой техники и инструментов, отмечает президент АКИТ Артем Соколов. Сегодня именно эти регионы генерируют больший объем покупок в интернет-торговле. Жители Чукотки, например, покупают товары онлайн чаще, чем жители Москвы: доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в автономном округе составляет 37,5%, а в столице - около 20%.
Около 60% денег, потраченных в интернете, - это покупки на всех маркетплейсах, в том числе нишевых и специализированных (строительные материалы, детские товары, электроника и бытовая техника и другие). Согласно исследованию Data Insight, 81% российского сегмента интернет-торговли контролируют четыре ведущих маркетплейса: Wildberries, OZON, "Яндекс Маркет" и "Мегамаркет". В период с июля 2023 года по июнь 2024-го на эти платформы пришлось около 5 млрд заказов, что составляет 81% от общего объема товарооборота в области электронной коммерции в России. Значительную долю продаж отметили в сегментах одежды, обуви, а также товаров для дома и ремонта.
"Это удобные площадки, позволяющие купить нужный товар, затратив минимум времени на поиск и логистику. Но ключевым здесь должно быть слово "нужный". А это лежит в плоскости оценки потребителем", - говорит заместитель генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности Ирина Маслова.
Лучше не приобретать товары, если неизвестны средние цены на них до распродажи, а также взять время на размышление перед покупкой
Если потребитель осознанно подходит к своим покупкам, то его бюджету ничего не угрожает. Но если решения о покупках принимаются на эмоциях и совершаются часто, то эксперт рекомендует задуматься о тратах. Для этого можно использовать визуализацию доли расходов на маркетплейсы в бюджете и динамику доходов и расходов на покупки. Вероятно, что доходы будут расти медленно, и это поможет потребителю трезво взглянуть на ситуацию, отмечает эксперт.
Она также порекомендовала не приобретать товары, на которые средние цены до распродажи неизвестны, а еще давать себе время на размышления перед покупкой. Например, можно добавить понравившиеся товары в корзину, но оформить покупку позже.
С чем связана любовь к шопингу, объяснили опрошенные "РГ" психологи. Они рассказали, что между любовью к покупкам и эмоциональным состоянием человека есть связь.
"Когда человек идет за покупками или выбирает вещь в онлайн-магазине, у него возникает ощущение новизны, что в свою очередь стимулирует выброс дофамина - гормона, который связан с удовольствием и ожиданием награды. Это вызывает эмоциональный подъем", - рассказывает клинический психолог "СберЗдоровья" Дарья Яушева.
Многие люди прибегают к шопингу как к способу отвлечься от повседневных проблем и тревог, что помогает на короткий период улучшить настроение. Потребность в шопинге может быть особенно острой, если человек устал или находится в стрессе. Но если это становится способом замещать эмоции или избегать решения проблем, то у человека может сформироваться поведенческая зависимость, которую и называют "шопоголизмом".
"Это по сути та же зависимость, как и трудоголизм, например, когда достаточно большая часть жизни человека уходит на процесс покупок", - комментирует Ольга Павлова, магистр психологии, сооснователь проекта PSY.one. Шопинг перестает быть безобидным хобби и начинает представлять собой проблему, когда он выходит за определенные рамки и человек теряет контроль над этим процессом. Человек перестает учитывать ту реальность, в которой он живет - доходы, которые он может потратить, может ли он позволить себе увеличение кредитной нагрузки, есть ли превышение лимитов его семейного бюджета на ту или иную покупку, считает эксперт. Зависимый от покупок человек перестает задумываться о последствиях своих трат и рискует оказаться в долговой яме.
Тем не менее важно разделять саму любовь к покупкам и зависимость от них. Опрошенные эксперты убеждают, что в первом случае бороться с этим не нужно. В умеренном виде шопинг может быть совершенно нормальной и даже полезной частью жизни - при условии, что он не мешает другим ее аспектам.
"Шопинг становится проблемой, когда он превращается в способ скрыться от эмоций и вызывает стресс и финансовые трудности. Но если речь идет об одном из способов порадовать себя наравне с другими, то отказываться от шопинга, конечно же, не нужно", - считает Дарья Яушева.