Умение радоваться
© Вечерняя Москва

Мы нередко считаем, что, чем больше в жизни человека хорошего, чем больше у него поводов для веселия и радости, тем счастливее он должен быть и чаще улыбаться в реальности. Но так ли это на самом деле?

Хотя лето давно прошло, но вспоминаю одну историю. Была середина июля. На живописной сельской улице встретились два мальчика лет семи. Один буквально прыгал на месте от радости. «Мои мама с папой купили вон тот участок! Сказали, что уже все документы сегодня получили! Участок наш! Я скоро тоже смогу на все лето сюда приезжать! Папа мне показал, какой домик у нас будет – вот». И он протянул собеседнику небольшой рекламный буклетик, где был изображен небольшой дом. Второй мальчик тоже обрадовался: «На все лето? Здорово как! Все лето гораздо больше, чем две недели – нагуляемся вместе!» И, посмотрев на картинку в буклете, с удивлением спросил: «А домик у вас будет одноэтажный, небольшой?» Первый стал улыбаться не так широко: «Одноэтажный домик – это плохо? Почему?» Собеседник смутился: «Нет, что ты, просто я никогда не жил в одноэтажных…»

Расскажу немного подробнее. Мальчишки знакомы давно. Мать первого каждое лето из города приезжала в это село к своей сестре и брала с собой сына. Жили они здесь 2-3 недели. Ее сын познакомился с соседним мальчиком, его сверстником, и они дружно проводили время. Родители другого здесь имели собственный двухэтажный дом, и приезжали сюда довольно часто и почти все лето жили в этом селе. Первому очень нравилось здесь, и ему хотелось побыть подольше в этом чудном уголке, хоть все лето. Его родителям тоже нравилось это место, здесь был храм, а в нескольких километрах восстанавливался монастырь, они ходили туда на службы. Им удалось накопить денег и купить участок. Когда приехали этим летом в село, остановились у родственников, и папа показал сыну участок и буклет, на проект типового дома, который построят на их участке. Ребенок так обрадовался, что не захотел выпускать из рук рекламную картинку. У него в мыслях было: мы будем иметь здесь свой дом, и будет возможность жить здесь целое лето – как он и мечтал!

В родители другого мальчика имели в селе большой двухэтажный дом, и у них была возможность проводить в этом красивом месте много времени в течение всего года. Парнишка, сколько себя помнил, приезжал сюда с родителями. В Подмосковье, где они жили, тоже был двухэтажный дом, и он в действительности никогда не жил в одноэтажных зданиях. Для ребенка естественно было жить в просторном строении, и он, возможно, впервые в разговоре с другом задумался о том, что есть дома гораздо меньшие, чем их. Он никак не хотел обидеть своего друга своим удивлением, что тот будет жить в простом одноэтажном доме. В его семье не было принято оценивать кого-то с позиций большего или меньшего в материальном имуществе. И чего-то вроде «у тебя меньше, а у меня больше» в его словах не было. По дороге домой он «рассмотрел», что дома и участки в селе все разные по размеру, и сказал родителям: «Какой у нас большой дом!»

У семьи первого мальчика не было раньше своего дома, они жили в квартире, и появление своего участка, и что на нем будет построен дом, стало причиной огромной радости малыша. Привычка второго, жить в большом доме, к сожалению, притупляет умение радоваться тому, что у тебя есть.

Вспомню еще историю. В большом торговом центре стояла школьница лет 15 с красными от слез глазами. С губ ее срывались слова, которые из-за одолевающих ее эмоций было трудно разобрать. Можно было подумать, что что-то произошло. Например, кошелек украли. Или кто-то что-то дорогое отнял. Рядом растерянно стояла ее подружка. Они пошли в торговый центр. На той, которая плакала, была новенькая недешевая курточка. В одном из магазинов центра она увидела такую же, но другого цвета. Сразу представила, как хорошо эта куртка подошла бы по сочетанию к ее новой сумочке и сапожкам, и стала звонить маме с просьбой перевести нужную сумму денег на карту, потому что ей захотелось ее купить. Мама отказала, т. к. вещей у нее было очень много, и куртку, в которой она была, ей купили совсем недавно. Семья была обеспеченной, но и траты были немалые, в том числе на саму девочку-подростка. Шкафы ломились от ее одежды. Не раз уже, попросив, чтобы ей что-то купили, потом она отказывалась носить. Она как будто вовсе не умела радоваться тому, что есть: просторному жилью с отделанной комнатой для нее, загородным домом родителей, обилию одежды, частым покупкам того, что хочется, поездкам, занятиям в платных секциях и разным развлечениям. Она ко всему этому привыкла. Но отказ вызывал бурю эмоций. «Она купит, купит мне эту куртку – переведет деньги, – плача, повторяла сквозь слезы девочка. – Я скажу ей, что без этой куртки ни к каким репетиторам не пойду и в школу тоже не пойду. Что она мне сделает?! Купит». Безусловно, случай это уже очень яркий. К счастью, не всегда в жизни все настолько далеко заходит. Но в целом пример показательный: часто человек, уж точно не обделенный судьбой, не умеет или не хочет радоваться тому, что у него есть, но устраивает целую бурю возмущений, если что-то из того, что он пожелал иметь, ему не позволили.

По тому же торговому центру идут женщина с дочкой примерно того же возраста. «Вот там блузки довольно красивые, – говорит мать. – Тебе нужна блузка? Давай посмотрим?» Посмотрев, девочка говорит: «Она действительно хорошая, мне нравится, но мы с тобой и так слишком много уже потратили сегодня, я могу обойтись. Да и за лето подрасту, и к школе она мне может и мала будет». Каждой девочке подросткового возраста хочется обновку, но не у каждой есть рассуждение, пригодиться ли ей эта новая вещь. Конечно, многое зависит и от материального состояния в семье, но независимо от положения в семье, ребенок должен научиться рассудительности, нужна ли ему та или иная вещь, и уметь радоваться тому, что уже имеет, и помнить не только о себе, но и о близких. Последняя девочка, честно сказала, что блузка ей нравится, но не настаивает на покупке.

Вспомню еще пример. В одной скромной по доходам семье росла девочка-подросток. Она не помнила, когда ей покупали что-то новое – обычно донашивала то, что носила старшая сестра или отдавали родные. Донашивала до состояния, когда вещи уже от долгого использования выцветали, выглядели застиранными. Она почти не смотрела в сторону магазинов одежды и обуви и даже не просила родных что-то купить – знала, что денег в семье мало. Порой незаметно вздыхала на улице, увидев на ком-то очень уж понравившиеся модные теплые зимние сапожки или легкое летнее платье. Знакомая женщина как-то заметила такой вздох. Дня через два она пришла к ним домой, и в руках у нее были новые зимние сапоги. Она сказала: «Мне подарили, а размер не подошел, узковаты. Чеков нет, вернуть или обменять не могу. Может быть, подойдет вашей дочке? Пусть примерит. Никаких денег, что вы! Мне же подарили». Дочь примерила, размер был как раз ее, у нее от радости загорелись глаза, а сердце наполнилось восторгом: у нее будут новые, красивые, теплые сапожки. Она бросилась благодарить эту женщину. Та же, зная положение в семье, на самом деле купила эту новую пару обуви именно для нее, но, чтобы никого не смущать, сказала, что ей подарили. Девочка же радовалась обновке и тихонько улыбалась, когда шла в них по улице. А когда пришла в храм в своей записке «О здравие» после имен родителей, братьев и сестры написала имя этой женщины.

Получается, что нередко гораздо лучше умеет радоваться не тот, у кого объективно больше поводов для радости, а тот, кто способен оценить то хорошее, что пришло в его жизнь. Есть много доброго, а люди не замечают.

И нередко тот, у кого чего-то не было, а потом появилось, способен радоваться больше, чем тот, у кого гораздо большее было всегда. Кто-то способен радоваться малому, кто-то не замечает и большого.

Это все сказано в основном о чем-то материальном, имеющем денежную стоимость. Но это относится ко всем сферам жизни. Как часто здоровый человек не понимает, насколько хорошо иметь крепкое здоровье, и не задумывается о том, что не надо бы самому его губить, совершая грех. Зато другой, знающий, что такое недуг, ценит улучшение состояния. Мы также порой не ценим друзей или близких, которые всегда рядом, и нисколько не радуемся тому, что в нашей жизни есть такие люди. А кто-то, обретя одного истинного друга, счастлив. Точно заметил премудрый Соломон: «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч. 27: 7).

Умение радоваться, как солнечный свет, способно согревать и поддерживать и в не самые легкие времена. А его отсутствие заставит ощущать себя обделенным судьбой и в самых лучших условиях. Увещевание апостола Павла: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18) многими сегодня воспринимается, к сожалению, как будто это не к ним относится. Можете себе представить реакцию той избалованной барышни, если б ей такое сказали в момент приступа злости из-за отказа купить N-ю по счету курточку? Что и говорить, в нынешние «сытые» времена человечество разучилось быть благодарным. Если вспомнить, к примеру, с каким энтузиазмом восстанавливали разрушенную после страшной войны страну наши прадедушки и прабабушки, а кто-то помнит еще дедушек-фронтовиков. Или отцов, матерей, переживших все ужасы военного времени. В каких условиях они жили, какие зарплаты у них были. Не было ни стиральных машин, ни микроволновок, ни достатка в продуктах или одежде. На улицах стояли телефоны-автоматы, мы сегодня себе такое даже представить уже не можем. А как они умели радоваться жизни! Посмотрите на снимки военных и послевоенных лет – какие потрясающе красивые лица! Вот что говорил преподобный старец Паисий (Эзнепидис), молодость которого прошла в трудных условиях Второй мировой войны: «Имея доверие Богу, человек может сделать свою жизнь райской. Он славит Его за всё и, как от доброго отца, принимает Его руководство. В противном случае человек превращает свою жизнь в адскую муку. Великое дело – еще в этой жизни отчасти чувствовать райскую радость».