В России стремительно падает количество книжных магазинов
По словам Светланы Зориной, за период с ноября 2023 года по ноябрь текущего года по стране прекратило существование 220 книжных магазинов. Эта цифра превышает количество "потерь" за аналогичный период прошлых лет в 2,5 раза. В 2022–2023 годах Россия утратила "всего лишь" 86 книготорговых точек. После волны сокращения книжных магазинов на все наше огромное государство таковых осталось 2450 работающих. Уменьшение числа "прилавков" касается даже крупных книготорговых сетей, прозвучало на конференции. Даже федеральная сеть "Читай-город" (часть ведущей по России сети "Читай-город – Буквоед") в обозначенные сроки закрыла 18 магазинов. Вместо них создано 12, отметил гендиректор сети Александр Брычкин. Екатеринбургская сеть "Живое слово" сократила шесть торговых точек, признала руководитель компании-владельца "Люмна" Галина Ильина. В охватывающей Воронежскую, Липецкую, Белгородскую и Курскую области сеть "Амиталь" ликвидировано четыре магазина, по словам совладельца сети Татьяны Лариной. Причины закрытия в каждом случае свои. Если сеть "Амиталь" среди вредоносных факторов называет расположение некоторых из них вблизи от мест боевых действий, то "Читай-город" заявил, что закрывает малодоходные точки. Господин Брычкин сказал: закрываются небольшие магазины в "непроходных локациях с низким оборотом" в городах, где имеются другие магазины этой же сети. Госпожа Зорина назвала основной причиной ускорения темпов закрытия книжных магазинов "в реале" ценовой демпинг маркетплейсов (виртуальных торговых "прилавков"). В маркетплейсах продают далеко не только книги. Но именно книжные магазины испытывают наибольшие, мягко говоря, неудобства из-за конкуренции с маркетплейсами. Конкуренция складывается не в пользу стационарных книжных, увы. Зорина констатировала: продажа книг через Сеть "разрушает рыночные механизмы развития и дискредитирует традиционную книжную торговлю". Дело в том, что на маркетплейсах бумажная книга обходится на 30–50 процентов дешевле, чем при покупке офлайн. Ведь в стоимость последней входят все накладные расходы, которые обязан нести стационарный книжный магазин наряду с продуктовым или магазином спортивных товаров. Еще в 2010-е годы со стороны владельцев и руководителей книжных магазинов звучали предложения к властям обеспечить книжным магазинам, как предприятиям, скорее, не коммерческим, а просветительским, льготные условия ведения торговли. Предложения не были услышаны или поняты. В итоге получили то, что получили. Офлайн-магазины не могут снижать свои цены до уровня стоимости книг на маркетплейсах – те не несут затрат на аренду и содержание помещения и большого штата сотрудников. При всех сложностях существования руководители книжных были единодушны во мнении, что сохранить книжные магазины "в реале" очень важно. Чаще всего они не просто торгуют печатной продукцией, но и служат интеллектуальными центрами, проводят встречи с авторами, презентации, литературные вечера. Деятельность книжных обычно неразрывно вписана в культурную жизнь города. Так сложилось исторически. Еще композитор Антон Рубинштейн в конце XIX века говорил: "Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов". Актуальность его суждения не проходит со сменой эпох. Светлана Зорина перечислила некоторые меры, принятые к спасению книжной торговли в привычных форматах. Так, достигнуты договоренности ряда крупных издательств с определенными офлайн-прилавками: они будут продавать продукцию издательств по цене маркетплейсов. Но все это – полумеры, пока книжные магазины не получат господдержку. Без неё книжной торговле офлайн сложно даже выжить, уж не говоря о развитии. Поэтому руководители книготорговых сетей мечтают о внесении покупки книг в стационарных магазинах в программу "Пушкинская карта" или ее подобие. Кроме того, "книжники" надеются на то, что книжные магазины включат в реестр креативных индустрий, могущих рассчитывать на получение государственной поддержки.