Как правильно говорить ребенку «нет»: советы детского психолога

Воспитание детей – тернистый путь. В стремлении дать своему ребенку все родители иногда не способны выстроить границы дозволенного, что может вызвать множество проблем в дальнейшем. Как правильно сказать ребенку «нет», в беседе с «ФедералПресс» рассказала детский и семейный психолог Светлана Смирнова.

Как правильно говорить ребенку «нет»: советы детского психолога
© РИА "ФедералПресс"
«Хочется ответить коротко: “Спокойно и уверенно”. Но ведь этот вопрос возник не случайно. У большинства родителей не возникает сложностей с эти словом, когда ребенок тянется к горячему или пытается сделать что-то, что будет угрожать его жизни и здоровью. А вот вопросы воспитательного характера, часто вызывают сомнения у членов одной семьи», – отметила она.

В качестве примера психолог привела ситуации, когда папа говорит однозначное «Нет», если ребенок школьного возраста просится спать в кровать к родителям, а мама по настроению. Или мама говорит «Нет», если ребенок просится не ходить один день в школу, а папа считает, что в этом нет ничего страшного.

В принципе – эти споры можно разделить на два вида:

  1. Не та интонация, очень категорично.
  2. Можно и разрешить.

А в глубине этих сомнений часто лежит желание одного родителя воспитать ребенка, так чтобы не травмировать его. Или так, чтобы он вырос личностью, не боящейся высказывать свое мнение. И тревога другого родителя, что ребенок вырастет избалованным, слишком настаивающим на своем, и чтобы этого не произошло – нужно с ним построже.

«Есть еще одна причина, когда родителю просто страшно сказать “Нет”, так как тогда он будет в глазах ребенка “плохой и злой”. И с этой причиной стоит разбираться взрослому, так так в воспитательном процессе невозможно избежать ограничений. Родитель, стремящийся всегда оставаться хорошим в глазах ребенка, сам начинает вести себя как ребенок. И ситуационно детям конечно прекрасно, когда можно есть любую вредную еду, не ходить в школу, сидеть в гаджете безвылазно и ложиться спать в три часа ночи, но в перспективе эта стратегия приводит к различным негативным последствиям для формирования личности ребенка», – указала Смирнова.

В ситуации же, когда позиция родителей диаметрально противоположная, решение можно найти в обсуждении. Любое «Нет» должно быть аргументированно. И не важно, сколько лет ребенку.

«Просто, когда ему 2,3,4 года – объяснение должно быть коротким. Ложимся спать вовремя, чтобы мозг отдыхал. В комнату сестры не заходим, когда она уроки делает, потому что мешаем ей думать. В сад с утра идем, потому что всем нужно успеть по своим делам. Объяснение короткое для ребенка, так как длинные он пока не воспринимает, но развернутое для себя», – пояснила специалист.

Чем старше ребенок, тем аргументация должна становиться развернутее. И готовность к диалогу тоже. Ведь у ребенка могут быть свои мнение и аргументы, на родительское «Нет». По совету психолога, прислушиваясь к ним и учитывая их, вы покажете уважение к ребенку, как к личности, при этом и родительский авторитет не потеряете, так как окончательное решение останется за вами.

«Нет» на желание 15-ти летней дочери пойти на концерт одной или с подругами обусловлено родительской заботой о ее безопасности, но уважая ее желание совместного проведения времени с подругами, можно предложить ночевку у вас дома, или сопровождение папой / мамой на концерт в отдалении.

«Нет» на желание сидеть в телефоне весь день, а потом делать уроки для 9-ти летнего сына вызвано тем, что есть тревога за последствия для его здоровья, учебы и нежелание формирования игровой зависимости. Но принимая во внимание его желание отдыхать таким образом, общаться с друзьями в сети - время на игры выделяется, и в выходные больше, чем в будни.

«Так что “Нет” из заботы о ребенке – очень важная часть процесса воспитания. Но без аргументации и объяснения – это воспринимается ребенком, как то самое насилие и неуважение, которого так хотят избежать гуманистично настроенные родители. А с аргументами это превращается в диалог, в котором у каждой стороны есть своя “правда”. И родитель показывает, что видит и слышит потребности, предлагая решение с учетом их. Тогда мы учим детей договариваться и проявлять уважение к тому, с кем общаешься. Важный навык во взрослой жизни», – заключила психолог.