В этом убежден Владимир Шухратович Курбанов, начальник отдела охраны труда «Горэлектросетей». В июле этого года он стали призером финального этапа национального конкурса профессионального мастерства для ИТР в номинации «Специалист по охране труда».

«Лучше города нет в целом мире»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Про «кнут и пряник»

– От чего же вы защищаете труд?

– Любая трудовая деятельность, тем более в энергетике, сопряжена с риском и опасностью, в частности, поражением электрическим током, возгоранием, взрывом, наездом тяжелой техники и так далее. Моя функция – организация и проведение комплекса мер, направленных на обеспечение безопасных условий работы, чтобы руководитель предприятия мог спать спокойно, а весь персонал утром с удовольствием шел на работу, а вечером, счастливый и здоровый, возвращался домой.

– Признайтесь, вот этой страшноватой дубинкой, что висит на стене кабинета, вы убеждаете работников соблюдать правила техники безопасности?

– Это всего-навсего указатель напряжения. Здесь, на полках, представлено множество специальных устройств, которые мы регулярно используем для проведения обязательных испытаний на проверку знаний. А вообще-то для скрупулезного соблюдения правил техники безопасности на предприятии действительно необходимы и «кнут», и «пряник». Не соблюдающие дисциплину и нарушающие базовые требования охраны труда попадают под определенные санкции, предусмотренные законодательством, например, депремирование или сдачу повторных экзаменов.

– Теперь давайте выяснять, какие же причины подвигли вас к выбору профессии?

– Родился я в Ташкенте, в семье водителя и косметолога, школу окончил в Лангепасе с серебряной медалью. Учился в кадетском классе, мечтал пойти в Суворовское училище, но не прошел по состоянию здоровья. Вместе с одноклассниками поступил в Югорский государственный университет на «безопасность технологических процессов», окончил магистратуру, бакалавриат, аспирантуру, сейчас пишу кандидатскую диссертацию. Позже получил третье высшее – спортивное образование. Сейчас преподаю в ЮГУ.

В качестве инженера поработал в энергетических компаниях, а в 2019 году перешел в «Горэлектросети». Главная причина заключается в том, что прежде редко приходилось заниматься техническими вопросами, чаще необходимо было использовать компьютер – телефон – бумагу с ручкой. А здесь жизнь кипит, не дает расслабляться и постоянно держит в тонусе – как-никак у нас 230 человек линейного персонала.

– Разве не страшно нести ответственность за жизнь и здоровье большого количества людей?

– Такой уж у меня склад характера – никогда не боялся ответственности. Кто, кроме нас? Мой режим работы – «двадцать четыре на семь», всегда одно полушарие обрабатывает полученную информацию, постоянно приходится быть на связи и никогда не отключать телефон.

Правила, написанные кровью

– Как узнаете о каких-либо нарушениях правил безопасности со стороны персонала?

– Мы ежедневно выезжаем и контролируем его деятельность. Конечно, присутствие сотрудников отдела охраны труда вносит в работу, например, ремонтных бригад, некоторую долю нервозности, но одним из необходимых качеств каждого энергетика является стрессоустойчивость. Коллеги не знают, на какой именно объект я сейчас поеду, поэтому оглядываются и стараются соблюдать все правила. Причем я не просто требую следовать инструкциям, но объясняю причины и последствия тех или иных действий, способных вызвать поражение электрическим током.

Вообще просветительскую работу в данном направлении надо начинать с детсада – как раз сейчас я этим занимаюсь, провожу с малышами открытые уроки по электробезопасности в игровой форме. Было бы замечательно ввести подобные занятия в программу обучения учреждений образования на постоянной основе. Детям очень интересно в них участвовать.

– На заре туманной юности я работал на производстве и неоднократно наблюдал, как старые электрики наплевательски относились к соблюдению элементарных правил ТБ…

– По статистике чаще всего несчастные случаи происходят или с юными специалистами, или с очень возрастными, в первом случае – по неопытности и из желания проявить себя, а вторым кажется, что они уже все-все знают. Как раз «пряник» лучше всего работает с молодыми, а «кнут» – с пожилыми. Никогда нельзя забывать, что правила техники безопасности написаны кровью, десять лет специалисту может везти, а на одиннадцатый год произойдет непоправимое.

– Тем не менее практически каждого электрика хоть раз в жизни «бьет током», получается, без этого не обойтись? Это нормально?

– Нет, не нормально, и подобные происшествия необходимо стремиться свести к нулю. Даже если удар электрическим током не вызвал никаких видимых негативных последствий для человека, все равно обязательно надо вызывать скорую и сделать ЭКГ, в противном случае даже спустя какое-то время возможен сбой в сердечном ритме.

– Обязательно ли наказывать работника за незначительное нарушение правил ТБ или иногда можно ограничиться замечанием?

– Поблажек в этом вопросе давать нельзя, каждое нарушение обязательно фиксируется, составляется акт, дается предписание – даже если работник «всего лишь» забыл надеть защитные очки или не соответствует требованиям спецодежда.

– Философский вопрос: возможно ли полностью исключить любые нарушения техники безопасности на рабочем месте?

– Нет. На любом производственном предприятии, тем более регулярно работающем в режиме аврала, кто-нибудь рано или поздно забудет надеть каску или поставить подпись в документе. Наша задача – минимизировать число подобных фактов. Несчастных случаев на производстве быть не должно.

Прокачать «soft skills»

– В июле этого года вы стали призером финального этапа национального конкурса профессионального мастерства для ИТР в номинации «Специалист по охране труда», принимали участие в Международном строительном чемпионате, являетесь неоднократным победителем смотров-конкурсов на звание «Лучший специалист по охране труда Югры». Зачем вам лишние хлопоты?

– Конечно, за такую деятельность никакие бонусы со стороны работодателя не предусмотрены, но зато участие в конкурсах является прежде всего способом проверки собственных знаний, повышения квалификации и прокачивания своих «soft skills». Оно заменяет несколько лет практики и позволяет обучиться в экспресс-режиме, за короткий промежуток времени, наградой здесь является не какой-то там приз, а неоценимый опыт. Конкурсы профмастерства – это не «про спорт», а про совершенствование собственных умений и навыков. Кстати, сейчас меня чаще привлекают не к участию, а к работе в жюри. Кроме того, по просьбе сторонних предприятий и организаций нередко занимаюсь экспертной работой по расследованию несчастных случаев на производстве.

– Остается разузнать, чем предпочитаете заниматься в минуты отдыха?

– Свободное время стараюсь посвятить семье. У нас с женой Еленой – она работает бухгалтером – два сына, Алексею и Владимиру два и четыре годика. Люблю активный образ жизни – охоту, рыбалку, горный мотоцикл, велосипед, сноуборд.

– К земле не тянет?

– Вообще-то год назад достроил свой дом, но сразу сказал, что на участке у нас не будет ни одной укропинки. На земле человек должен получать удовольствие от отдыха, поэтому там есть газон, мангал, площадка для игры в футбол. А лучок я лучше куплю в магазине.

– Финальный вопрос – о Ханты-Мансийске…

– Знаете, в свое время я поменял несколько стран, подолгу жил в восьми городах, и мне есть с чем сравнивать. Так вот, я убежден, что лучше города нет в целом мире. Мне поступают предложения переехать в другой регион и перейти на более высокооплачиваемую работу, но я хочу связать свою жизнь именно с Ханты-Мансийском.

Андрей Рябов