Теория малых дел: как сотрудники торговой сети становятся волонтерами

5 декабря отмечается Международный день волонтера. По данным платформы «Добро.рф», в России на сегодняшний день более семи миллионов добровольцев. Это не только те, кто работает в благотворительных фондах и НКО, занимающихся поддержкой нуждающихся, но и люди самых разных профессий, например продавцы и директора магазинов. О том, как сотрудники одной из ведущих торговых сетей по всей стране совершают добрые дела, — в материале NEWS.ru.

Куда отвести потерявшегося человека

В ноябре в Сергиевом Посаде девушка заметила на тротуаре пожилую женщину, которая растерянно озиралась по сторонам и не понимала, куда ей идти. Выяснилось, что женщина, Надежда Викторовна, потерялась. Поблизости оказался магазин «Пятерочка», туда она и отвела заблудившуюся: в магазинах сети есть «Островки безопасности» — места помощи для потерявшихся и дезориентированных людей. Проект реализуется совместно с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и Центром поиска пропавших людей. Все сотрудники сети прошли обучение и знают, как действовать в подобных ситуациях.

Девушка передала Надежду Викторовну в руки администратора магазина. Он сразу позвонил на горячую линию и сообщил о случившемся. Позже, удостоверившись, что женщине не нужна медицинская помощь, вместе с дежурным сотрудником опросили женщину, но не узнали ничего существенного — лишь обрывки адресов, имена пары родных и количество детей. Но была зацепка — бабушка точно была местная, ведь сотрудники магазина помнили ее в лицо. Спустя полчаса сотрудникам удалось найти дочь пожилой женщины. Вскоре она приехала за матерью.

Такая история — далеко не единственная. Только за этот год сотрудники «Пятерочки» помогли найти 1348 человек, а за все время существования проекта, с 2019 года, — 6578 человек.

Найти «Островки безопасности» в магазинах сети можно по специальному отличительному знаку в виде оранжевого геолокационного пина, который является ориентиром для всех потерявшихся людей.

Как магазин может объединить людей

Сотрудники «Пятерочки» не только помогают потерявшимся людям вернуться домой. Еще они организовывают досуг соседей на базе проекта «Центры местного сообщества». Это 5000 пространств в 67 регионах РФ, находящихся на территории магазинов торговой сети, где каждый может воплотить свои добрые идеи в жизнь. В нем задействованы тысячи сотрудников ретейлера.

Один из таких «Центров местного сообщества» открыли в деревне Гари Пермского края. Директор магазина Ольга Александровна рассказала, что в поселке нет клубов или других мест, где могли бы собираться местные жители и дачники. Она и двое ее коллег раньше работали в школе, поэтому было решено организовать поздравления педагогов в День учителя. Сначала коллектив встречал и поздравлял всех преподавателей, которые заходили в магазин. Потом появилась идея собрать подарок для всего педагогического коллектива.

Также недавно в магазине организовали мастер-класс для детей в честь Дня матери. Населенный пункт настолько маленький, что в нем даже нет своего отделения почты, поэтому администратор Наталья Юрьевна решила доставить эти послания лично на велосипеде.

Для меня было своего рода честью лично доставить письма их счастливым получательницам. Садясь на велосипед, я представляла, как мамы будут читать слова любви и благодарности от своих детей. Каждая улыбка, каждый момент радости — это та самая награда, ради которой стоит стараться, — поделилась Наталья Юрьевна.

Торговая сеть сумела объединить местных жителей и в селе Дворцы Калужской области. Там директор и администратор магазина часто устраивают мероприятия для местных жителей и тех, кто приехал погостить на лето. Как рассказала директор магазина Виетта Рамилевна, мероприятия, которые они организуют, помогают вырваться из повседневной рутины и добавить ярких красок в рабочие будни.

Что делают для людей с ограниченными возможностями здоровья

С вниманием в компании относятся не только к покупателям, но и к сотрудникам. Один из примеров подобного подхода — программа «Пятерочка с заботой», в рамках которой реализуется проект «Магазин для всех». Особое внимание уделяется развитию инклюзивного найма, в том числе трудоустройству людей с инвалидностью по слуху.

Например, в магазине в Нижнекамске работают сотрудники с инвалидностью по слуху. Директор Надежда Курочкина наладила общение в коллективе так, чтобы всем было комфортно. Для общения команда использует специальные приложения для смартфонов, а в зале и на кассе коллеги подстраховывают своих товарищей. А если происходит какая-то заминка, то на помощь слабослышащим приходит продавец-кассир, который находится неподалеку.

Как поделиться продуктами с нуждающимися

В торговой сети «Пятерочка» совместно с благотворительным фондом X5 Group «Выручаем» и банком еды «Русь» реализуется проект «Корзина доброты», который помогает собирать продукты питания для одиноких пожилых людей, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, людей с инвалидностью и бездомных животных.

Помочь нуждающимся может каждый покупатель сети. Для этого достаточно приобрести продукты с длительным сроком хранения — крупы, макароны, растительное масло, консервы, чай, сахар, сладости, сухофрукты или орехи — и оставить их в специальной корзине у кассы. Далее волонтеры проверяют товары, доставляют их в распределительный центр НКО, комплектуют продуктовые наборы и передают благополучателям. Чтобы помочь приютам с бездомными кошками и собаками, необходимо купить корм любой марки, игрушки, средства гигиены, а затем положить их в специальный короб.

Чаще всего в сборе гуманитарной помощи участвуют волонтеры из дружественных фондов, но и сотрудники торговой сети не остаются в стороне и также систематически принимают участие в региональных марафонах.

Мы формируем важное направление — помощь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Сотрудники магазинов на добровольной основе присоединяются к волонтерской работе. Мы хотим, чтобы наши покупатели знали: помимо продажи товаров, мы также оказываем поддержку тем, кто в ней нуждается. Кроме того, это повышает корпоративную культуру, объединяет коллег и помогает укрепить командный дух, — рассказала руководитель управления маркетинга территории «Юг» Эльвира Бекташева.

Всего за время существования проекта собрано более 2000 тонн продуктов, которые передали более 940 тысячам благополучателей.

Какова цель социальных программ

В основе многих проектов программы «Пятерочка с заботой», входящей в ESG-стратегию X5 Group, лежит идея малых дел. Сотрудники магазинов, которые зачастую становятся волонтерами, не могут решить глобальные сложные проблемы, но могут сделать жизнь конкретного человека немного лучше.

Как отметила руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятерочка» Алина Юхневич, когда малые дела накапливаются, они способны привести к значительным переменам к лучшему. Участие в проекте превращает торговые точки в место, где заботятся о людях, где происходит что-то увлекательное, где можно не только совершить покупки, но и отдать частичку себя, получить новые знания и эмоции, подчеркнула она.