«Безумное варево»: как ожившие куклы, картины и открытки дарят калининградцам новогоднее настроение
В Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории»0+. Гости погрузились в атмосферу рождественских сказок, рассмотрели картины с игрушками и даже пообщались с неземными персонажами одной из художниц. На вернисаже побывал корреспондент «Клопс».
Музей преобразил несколько залов. Первый встречает гостей стоящей по центру крылатой фигурой, внутри — деревянным Щелкунчиком. Эта часть выставки, конечно, связана с Эрнестом Теодором Амадеем Гофманом, который занимает в сердцах калининградцев особое место.
Иллюстратор Надежда Бугославская посвятила немецкому сказочнику специальный цикл. Значительная его часть — о Щелкунчике и Мышином Короле, ожившими на бумаге с помощью красок и цветных карандашей.
С картинами соседствуют игрушки из частной коллекции Ирины Крутиковой и Марины Ткаченко. У мерцающего зеркала собрались щелкунчики разных «профессий»: пастух, музыкант, лесник и даже Санта-Клаус.
На разношёрстную компанию со стендов поглядывают другие новогодние игрушки. Кого-то сделали недавно, но часть экземпляров, судя по виду, застали советские времена — сейчас подобные украшения чудом встретишь разве что у бабушки в чулане.
Не менее авторским получился и второй зал. Художница Анастасия Архипова взглянула на истории датского сказочника Ганса Христиана Андерсена с любопытного ракурса. В исполнении мастерицы герои «Снежной королевы» и «Девочки со спичками», например, получились неожиданно нежными и добрыми.
Архипова подготовила иллюстрации и к произведениям менее известным. Одна из самых запоминающихся работ посвящена сказке современного китайского писателя Сю Тао «Там, за рекой».
У картин, вывешенных в третьем зале, нет литературной основы, зато имеется интересная история. Это «Новогодний переполох в театре кукол» художницы Лизы Анисимовой.
«Она создаёт в реальности всё, что мы видим: фон, пол, потолок и так далее. Далее она в эти пейзажи включает людей, и получается объёмная картина — не на холсте, а целое пространство, которое становится неким перформансом. Персонажи внутри него могут двигаться, жить своей жизнью. Всё это запечатлевается на фотоаппарат, а потом по мотивам пишутся картины.
Эта картина написана с фотографии, которая была сделана с живой картины», — объясняет сложный процесс пресс-секретарь музея Алина Белянина.
Персонажи на полотнах Анисимовой очень реалистичные, но всё же не живые. Этот нюанс, впрочем, не мешает героям иллюстраций гулять по залам вместе с другими гостями. Специально для вернисажа художница нарядила и загримировала юных артистов, чьи образы повторяют картинные. Ребята охотно фотографируются, но в разговоры особо не вступают — они, как-никак, сегодня куклы.
Стены четвёртого зала украшают иллюстрации, прибывшие из питерского фонда «Искусство графики». Это работы Виктора Кобзева, Веры Станишевской, Павла Пичугина, Марии Колышкиной и Татьяны Михайловой.
В глаза посетителей вглядываются существа, порождённые разными культурами: славянские духи, скандинавские божества, интернациональный зимний голод. Объединяет «коллектив» только одно — декабрьско-февральские праздники, которым они обязаны своей известностью.
«Наше отношение к Новому Году складывается из самых разных мифологий. Мы празднуем и католическое Рождество, и православное, и Новый Год — по новому календарю, по старому календарю, по-китайски... Это безумное варево, складывающееся из традиций самых разных стран», — поясняет сотрудница музея.
Не обошлось без селебрити мира литературы: здесь можно увидеть и кэролловских Алисы и Белого Кролика, гофмановского Щелкунчика и народного Крысолова.
Настроение последнего зала пропитано трогательной ностальгией. В этой комнате собраны новогодние открытки, которыми в советские годы калининградцы обменивались с друзьями и родственниками по всей стране.
Часть экспонатов хранилась в фондах музея, другую предоставили горожане — у каждой такой открытки, безусловно, своя биография. «Было много разных историй. Например, как люди познакомились в купе поезда 30 лет назад, и эти отношения сохранились», — рассказывает Белянина.
Трудно не заметить послевкусие каждого зала: от светлых детских иллюстраций гости переходят к готическим чёрно-белым фантазиям, а дальше — в мир румяных снеговиков и Дедов Морозов. У уголков выставки равные шансы взять первенство в борьбе за симпатии, но одно безусловно: «Новогодние истории» не оставят без ощущения зимнего чуда.
В фахверковых складах Железнодорожного откроют музей, посвящённый щелкунчикам и изготовлению часов.