Степь, пара овец и лужица воды. Как и из чего может сделать валенки опытный мастер

От водителя до Деда Мороза

Степь, пара овец и лужица воды. Как и из чего может сделать валенки опытный мастер
© ТАСС

Красные валенки, расшитые белой или золотой тесьмой, с узором в виде снежинок из бисера или пайеток, с резным голенищем или с подворотом. Несколько таких праздничных пар предприниматель Анатолий Карпов из села Краснохолм, что под Оренбургом, отправил Деду Морозу еще в ноябре. Новой парой профессиональной обуви заранее решили обзавестись артисты сразу из нескольких регионов России.

"В декабре заказывают валенки Дед Морозы. Отправляем в город, а потом — в другие регионы. И Ханты-Мансийск берет, и Москва, и Челябинск, и Нижний Новгород. Я даже все города не упомню", — рассказывает Карпов.

Свою первую пару Анатолий Алексеевич свалял почти 40 лет назад. Сейчас это семейный бизнес: он вместе с сыном валяет, жена со снохой украшают, дочь продает, а в сезон даже нанимают в свой цех одного-двух помощников. Основа всего процесса — ручной труд, но кое-что Карпов автоматизировал. При этом он замечает, что сможет сделать практичную обувь даже в степи, будь у него хотя бы одна овца и лужица воды.

Особая гордость — чесальный станок. Махина размером с огромный шкаф способна за считаные минуты сделать из мешка состриженной с овец шерсти ровное и мягкое полотно, похожее на почти невесомое одеяло. Карпов собрал эту помощницу из отдельных валиков, цепей и шестеренок разного диаметра, подключив двигатель и заставив все детали крутиться в разных направлениях и с необходимой мастеру скоростью. Подгонка и настройка были долгими, об этом мастеру напоминает шрам на руке — след от неосторожного движения, когда рука попала в аппарат. Зато теперь процесс вычесывания шерсти в цехе Карпова впечатляет быстротой и качеством.

В последние годы валенки из деревенской обуви трансформировались в универсальную и востребованную в городе. Если раньше без пары войлочных сапог не обходились скотники и трактористы, то теперь ими запасаются любители зимнего отдыха на природе, водители-дальнобойщики, охотники. В продуваемых всеми ветрами степях Оренбуржья, как считает Карпов, валенки всегда должны быть в багажнике автомобиля: на всякий случай. Всегда востребованы детские валенки, и юных модников соблазняют аппликациями с машинками и сказочными героями, вышивкой и прочими украшениями на голенище.

Три овечки на одну пару

Свой цех Карпов выстроил во дворе частного дома. У входа — небольшой склад, забитый под самую крышу мешками с овечьей шерстью. Ее закупают сразу после осенней стрижки животных в Оренбургской области и соседней Башкирии. С одной овцы обычно снимают 800 г шерсти, а на пару валенок уходит до 3 кг. Это зависит от размера будущих валенок, объясняет Карпов.

"Кило восемьсот пятьдесят. Этого хватит на детскую пару", — определяет Анатолий Алексеевич размер будущего изделия, взвешивая шерстяное "одеяло" на чаше весов. Далее прочесанное полотно длиной несколько метров разворачивают на длинном столе. Для формирования заготовки Карпов использует фанерные трафареты — тоже отчасти его изобретение.

"На выкройку начинаешь обворачивать валенок, чтобы он был в определенном месте толстый, в определенном месте тонкий. Здесь, на "голове", нужно сделать толстое — в два, три, четыре слоя, а выше — один слой", — объясняет Анатолий Алексеевич, формируя будущую обувь на фанерной выкройке.

Опытные руки мастера прощупывают каждый сантиметр, распределяя шерсть и формируя необходимую толщину. Затем заготовка оборачивается в специальную ткань и откатывается вручную и на специальной машине, чтобы волокна шерсти хорошо сцепились друг с другом, масса уплотнилась и связалась.

"Из этой заготовки будет валеночек примерно на 6−7 лет, 33-й размер, — демонстрирует мастер уже похожий на сапог предмет размером около метра. — Ее руками нужно свалять до тех пор, пока она станет таким маленьким валеночком".

Баня для валенка

"Впереди — самое трудное", — продолжает экскурсию Карпов по пути в мокрый цех. Здесь со всех сторон на нас смотрят деревянные ноги — колодки, уложенные до самого потолка на полках вдоль каждой стены. В центре помещения — огромный чан с горячей водой.

"Обычно снимаю одежду, остаюсь в майке, потому что вода горячая, здесь очень жарко, на ноги — сапоги резиновые. Берется заготовка, окунается в воду и начинается обвалка. Заготовка разворачивается, расправляется, растягивается, отпаривается со всех сторон. Часа три это занимает, может, больше", — объясняет Анатолий Алексеевич.

Заготовку мастер мнет и вымешивает, словно кусок теста. Постепенно валенок принимает реальный размер, а все его изгибы становятся плавными. Потом сапожок отбивается специальными инструментами — деревянными палками, затем внутрь вставляется колодка, которую нужно притереть рубелем. "Голяшку так походишь вдоль, она уплотнится, носик, подошву нарисуешь, так сказать, все обрисуешь рубелем, палками обстучишь", — комментирует он.

Карпов с удовольствием демонстрирует весь процесс изготовления валенок, ведь главный секрет — в опытных руках мастера, а не в какой-то определенной процедуре. "Мы делаем, как умеем и как совесть позволяет", — рассуждает он и обращает внимание, что в день можно выработать три-четыре заготовки для валенок и свалять две-три пары. Больше этого — погоня за призрачной выгодой в ущерб качеству, чего в его цехе себе не позволяют.

Сувенир и теплый подарок

Производством валенок в России занимаются небольшое число фабрик — "пять-шесть на всю страну", отмечает Маргарита Гадян, зампредседателя правления по коммерческой работе Гатчинского промкомбината — единственного на северо-западе страны крупного производителя этой обуви (изготавливает валенки больше шести десятилетий, с 1958 года).

Валенки очень востребованы у россиян с учетом зимних погодных условий — причем их покупают и мужчины, и женщины — и берут детям. "Это универсальная обувь, которую любят все, потому что, зная наши зимы, ничто так не согреет, как валенки", — подчеркивает Маргарита Гадян.

Популярны эти сапоги из овечьей шерсти и как новогодний подарок. "Многие компании заказывают брендированные валенки как корпоративные подарки — и заказывают настолько активно, что у нас на данный момент некоторые размеры вообще выпали из остатков", — рассказывает она. В свое время валенки были и экспортным товаром, которые поставляли, в частности, на курорты Куршевеля, а также в Чили, Финляндию, Швецию, Канаду. Но люди, по ее словам, и по сей день покупают валенки как сувениры и отправляют их в другие страны.

Рост спроса на валенки связан и с тем, что в последние годы "пошла мода на экологичность, на все натуральное и исконно русское", отмечает Гадян. На гатчинском производстве в Ленинградской области тоже следуют этой тенденции. "Мы свою продукцию никогда не красим — это принципиальная позиция. Мы оставили чистый натуральный цвет шерсти — где-то светлее, где-то чуть желтее или темнее, — поясняет собеседница. — Кстати, сейчас пошел бум на белые валенки — причем даже и мужчины берут, которые раньше отдавали предпочтение серым".

В Гатчине производство ориентировано пока только на обычного потребителя, хотя потребность в спецобуви для различных профессиональных нужд уже очевидна. "Поступает очень много запросов на валенки как спецобувь — они должны отвечать определенным параметрам, например, чтобы подошва была бензостойкая либо с жестким подноском", — рассказывает Маргарита Гадян. При этом валенки — это на 80% ручной труд, даже с учетом новых технологий, так как абсолютно автоматизировать процесс их изготовления нельзя — мастер "должен чувствовать именно руками процесс валяния", отмечает она.

"Эх, не подшиты стаpеньки…"

Войлочную обувь в современных городах и селах ценят не только за тепло, экологичность и простоту. Многие верят в положительное влияние натуральной шерсти на организм человека в целом, а также в то, что такая обувь может помочь от боли в суставах или при проблемах с сосудами. Поэтому популярность получили не только валяные сапожки, но и тапочки.

В цехе у Карповых сейчас почти каждая вторая пара — именно валяные тапочки для дома. Берут их не только бабушки, замерзающие в квартирах в межсезонье. В них ходят и по теплым полам в современных квартирах и коттеджах. Знатоки подскажут, что в такой обуви ноги не потеют, сохраняя практически в любых условиях комфортную температуру тела человека.

Качественная пара валенок, по словам мастеров, может прослужить человеку десяток лет или даже больше. Главное — правильно выбрать. Настоящие валенки должны быть плотными и не слишком мягкими: излишняя податливость выдает недостаточную вывалянность шерсти. Их необходимо подбирать по размеру: чтобы вокруг ноги было свободное пространство для теплого воздуха, который и задерживает сваленная шерсть.

Для слякотной погоды валенки можно комбинировать с непромокаемыми силиконовыми калошами, которые сейчас тоже бывают цветными или бесцветными, прозрачными. А вот подшивать и латать их, как поется в старой песне, не нужно, это же подтверждают и производители. Есть риск навсегда нарушить целостность полотна, после чего сохранить тепло будет уже гораздо сложнее. 

Погадаем на суженого?

Валенки — не только издавна популярный и часто незаменимый вид русской зимней обуви, но и столь же давний атрибут народных гаданий. Еще в начале XIX века такой способ узнать свою судьбу увековечил поэт Василий Жуковский:

"Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали:/ За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали". (1808 год)

"Использование обуви, валенок в частности, в гаданиях и обрядах довольно распространено, что обусловлено их непосредственной функцией, — отмечает ведущий научный сотрудник, хранитель отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Татьяна Зимина. — "Башмачок" мог быть любым — от кожаного ботинка и до валенка. Поскольку валенки — это характерная зимняя обувь для русского народа, поэтому с ними гадание в святки и связано".

Девушки бросали валенок из-за забора своей усадьбы, из-за ворот на улицу; бросали с приговорами, смотрели, куда указывал "нос", в ту сторону девушке и суждено выйти замуж. "Еще в деревнях рассказывали, что, когда бросали валенок за ворота, смотрели, кто его принесет — женщина или мужчина. Если мужчина, то считалось, что выйдешь замуж в этом году, а если женщина, то нет. Такой вариант я тоже в экспедиционной практике встречала", — рассказывает эксперт.

Но нередко старались не ждать того, кто обувь подберет, потому что она была довольно дорогой — и валенки тоже. "В крестьянской традиции это чаще всего была одна пара на долгое время, и ее очень берегли", — рассказывает Зимина.

Такой способ гадания можно встретить и по сей день и в сельской местности, и там, где есть индивидуальное жилье, — в небольших городах и дачных поселках.

Алёна Глухова, Александра Подервянская