Пользователям маркетплейсов хотят ужесточить условия возврата новогодних товаров

Схема стара как мир: купил вещь, надел один раз на мероприятие, а через несколько дней сдал в магазин со словами: «Померил дома еще раз — не понравилось, как сидит». Конечно, это особенно популярно в сезонные праздники. Срок возврата товара надлежащего качества в зависимости от маркетплейса разнится — семь или 14 дней.

Пользователям маркетплейсов хотят ужесточить условия возврата новогодних товаров
© BFM.RU

По данным Федерального общества сетевой торговли, в период праздников фиксируются тысячи инцидентов, когда клиенты маркетплейсов выкупают определенные категории товаров, такие как новогодний декор и игрушки, нарядная одежда, детские карнавальные костюмы и другие, используют их в течение определенного срока и затем возвращают. Эта практика, как они говорят, причиняет серьезный ущерб продавцам, так как не только приводит к финансовым потерям, но и увеличивает нагрузку на логистику и сервисные центры.

Эта тенденция наблюдается не первый год. А с активным развитием интернет-магазинов и маркетплейсов она стала только усиливаться. Продавец карнавальной продукции на Ozon Дмитрий размещает на платформе свои товары уже пять-шесть лет. И наблюдает эту практику чуть ли не постоянно. Последний случай был две недели назад:

«По моему небольшому бизнесу возвраты составляют 15%, это обычная текучка. В какие-то сезоны она возрастает в три, а то и в четыре раза. Товар возвращается в ужасном состоянии, приходится забирать — такие условия. Был костюм, не новогодний, но брали его под Новый год, буквально несколько недель назад он был возвращен. Он не был рваный, но он был без упаковки, все шильдики были оторваны, он пахнул человеком, он был абсолютно точно ношеный. Все мои письма в поддержку отвергались: принес человек — мы его взяли и вам обратно отправили, вы можете его продать второй раз. Но второй раз он продаже не подлежит».

По-хорошему, сотрудники ПВЗ не должны были принимать костюм без бирки, так как его товарный вид утрачен. Буквально несколько недель назад в СМИ активно обсуждалась история, что каждая шестая посетительница в декабре приходит с возвратом праздничного платья. В связи с чем некоторые бренды начали приделывать на вещи так называемые антипраздничные бирки. Они отличаются от классических: больше по размеру, выполнены из плотного картона и закреплены на пластиковые пломбы на внешней стороне вещи. Не снять ее, чтобы выйти в свет, не получится — она заметная. А раз снял, значит, вернуть товар нельзя.

Эксперт по правам потребителя юридической фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов инициативу ужесточения условий возврата считает справедливой:

Василий Хохлов эксперт по правам потребителя юридической фирмы «Косенков и Суворов» «Если есть следы эксплуатации явные и они зафиксированы в момент возврата товара — например, отсутствуют бирки, — это однозначный повод для отказа в возврате такого товара. Злоупотребители, безусловно, знают свои права, и они бирки сохраняют, потому что, как правило, это нацеленное действие. Сейчас интернет-торговля развита так, что покупатели практически никак не ущемлены в возможности осмотреть товар при его получении, принять решение о покупке. Откуда вообще появилась норма о семи днях? При дистанционной торговле законодатель посчитал, что потребитель не может до покупки товара ознакомиться со всеми свойствами товара в полной мере, как если бы это он делал в магазине. Есть ли случаи, когда этот срок излишен? На мой взгляд, да. Можно ли к таким отнести праздничные товары? Да, можно».

По мнению экспертов, эта история более проблемна в промышленном масштабе: когда вещь по несколько раз меряют разные люди, а потом сдают, это портит ее серьезнее. А то, что кто-то хитрит, — это не только не ново, но и не запрещено законом. Пока что.