об истории с фетвой ДУМ на тему многожёнства в России

«Это был пробный шар. Кто-то проверял, возможна ли подмена светского законодательства каким-то ещё. Как общество отреагирует на как бы невинное заявление как бы для узкого круга. Представляю, как обрадовались разные религиозные радикалы этому пробному шару. Так вот, общество-то всё поняло правильно. Что это проверка правовых основ нашей жизни на прочность».

По российским меркам реакция власти на заявление совета улемов о допустимости многожёнства была просто мгновенная. Обычно у нас чиновный люд размышляет дольше.

Только Духовное управление мусульман (ДУМ) России выдало фетву, что многожёнство — это невероятно полезная штука, как буквально через день Генеральная прокуратура выдала свою «фетву» — о том, что уважаемым шейхам стоит задуматься, что они делают. И шейхи тут же свою фетву отменили.

Замечу: вопрос, собственно, не относился к сфере религии. Заявление ДУМ, по сути, ставило религиозные законы над законами государства.

Ведь что сказал Равиль Гайнутдин:

«Речь идёт не о гражданском браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, а о религиозном браке — никахе, который является внутренним делом мусульманской общины и как вид поклонения полностью регулируется только внутренними установлениями религии».

То есть шейх обозначил, что внутри мусульманской уммы в России действуют свои правовые нормы, а статья 14 Семейного кодекса, по которой в брак не может вступать лицо, находящееся в другом зарегистрированном браке, не действует. То есть из слов Гайнутдина следовало, что шариатское право важнее светских законов в России. А как иначе понимать слова про внутреннее дело мусульманской общины?

По большому счёту, имела место попытка юридического переворота, мятежа. Ну если законодательство страны, единое для всех, называется неправильным и заявляется, что для части граждан приемлема лишь своя, особая норма, то это правовой мятеж. Точнее, внеправовой.

И ещё это был пробный шар. Кто-то проверял, возможна ли подмена светского законодательства каким-то ещё.

Как общество отреагирует на как бы невинное заявление как бы для узкого круга. Представляю, как обрадовались разные религиозные радикалы этому пробному шару. Так вот, общество-то всё поняло правильно. Что это проверка правовых основ нашей жизни на прочность. А прокуратура реакцию общества воплотила в представление ДУМ устранить противоречия с законом.

И что бы ни заявляли шейхи, на самом деле они всё поняли. Потому что за вторым представлением прокуратуры следуют действия Минюста по ликвидации организации.

А глава СПЧ Валерий Фадеев сегодня заявил, что целиком поддерживает реакцию прокуратуры. «Это дорожка (фетва, допускающая многожёнство. — А. М.) очень опасная, которая, как указала прокуратура, в определённой степени отрицает Конституцию, это дорожка, которая ведёт к экстремизму и соответствующим статьям Уголовного кодекса», — заявил Фадеев. И напомнил, что Россия — светское государство и подобным проявлениям «нужно жёстко препятствовать».

В советском Уголовном кодексе была, кстати, статья, запрещающая многожёнство. Есть она и в Уголовном кодексе современного Узбекистана. И да, знаете, я бы с интересом посмотрел на ситуацию, когда религиозные лидеры Узбекистана ли, Таджикистана ли, Киргизии ли заявили бы вдруг, что светские законы не так важны, как религиозные.

Но в любом случае ситуация не выглядит завершённой. Если уважаемые шейхи уже решили продемонстрировать, что они являются этакой религиозно-политической силой (ну раз они пытались поставить некие законы выше государственных), то тут вообще возникает масса вопросов к организации в целом. Причём по всему спектру — от финансовой деятельности до продвигаемой идеологии.

Государство или есть, или нет. Государство не может допускать, чтобы внутри существовали другие политические формы, которые будут брать на себя его, государства, функции.

Примеров того, чем это заканчивалось, более чем достаточно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.