«Муж забрал все деньги, на которые я собиралась открыть турфирму»

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) посчитала: около 60% работников сферы туризма во всем мире – женщины. В России этот показатель доходит до 90%. Судя по недавнему обсуждению в телеграм-канале «Крыша ТурДома», многие считают такое соотношение проблемой – трудно наладить личную жизнь. И не только потому, что не с кем познакомиться. Работа с людьми вытягивает все силы, и на семью просто не остается энергии и времени. Нашлись и те, кто сумел удачно все это совместить, правда пришлось пойти на определенные жертвы.

Мы связались с авторами комментариев и решили опубликовать несколько историй, отражающих каждую точку зрения.

Дарья, турагент: «Какое семейное счастье? Работаешь 24/7»

«Когда только начинала, мне казалось, что меня на все хватит, я со всем справлюсь. Сейчас уже таких иллюзий не питаю: тут либо хорошо работать и повышать профессиональный уровень, либо заниматься семьей. А у нас любой праздник проходит по одному сценарию: все родственники общаются, а я из телефона не вылезаю – работаю. Это как минимум приводит к акценту на мне, как максимум – к ссорам. Особенно все это не нравится старшему поколению: им не объяснишь, что нужно работать в выходные, да еще к тому же «ковыряясь в телефоне».

Муж и дочь тоже не в восторге, но понимают, что на мне большая финансовая ответственность – если я не выполню свои обязанности как турагент, семья потеряет деньги. Но в целом, я не знаю в туризме никого, кто бы выдерживал баланс между семьей и личной жизнью. Даже если кажется, что это удается, при ближайшем рассмотрением оказывается, что либо бизнес ведут другие люди, либо детьми занимаются няни. Я знаю случаи, когда турагенты отказывались от ребенка, отдавая его родственникам, чтобы строить карьеру.

Поэтому, когда ко мне приходят учиться, я всегда предупреждаю: даже с собой зачастую сложно гармонию сохранить, куда уж там с другими людьми. Классно, если рядом будет партнер, который понимает специфику профессии и что она для вас важна. Но, к сожалению, это очень большая редкость».

Анастасия, директор офиса сети турагентств: «Материнство тот еще квест»

«Я "досталась" мужу турагентом. То есть он вроде бы видел и понимал специфику работы, но, пока мы просто встречались, относился намного проще к нюансам. Сейчас (по истечении 9 лет брака) каждый рекламный тур – выстраданный компромисс между его и моими интересами. Муж не понимает, что это тоже работа. Считает отдыхом, который я хочу провести отдельно от семьи. Да еще и пару раз в год. Говорит: сейчас же много онлайн-ресурсов – вебинары, курсы, обзоры. Зачем обязательно ехать? Я борюсь, как могу, конечно. И рекламные туры отвоевываю. Но честно скажу, для меня это сложно.

Еще одна проблема: работа предполагает большое количество знакомств. Мы приходим в ТЦ, кафе, кино – везде со мной здороваются.

У меня достаточно авторитарный супруг, ему непросто смириться с тем, что я улыбаюсь каким-то чужим мужчинам.

Туризм и материнство тоже тот еще квест. Во-первых, потому что полноценного декрета не получается. 12 апреля я родила дочь, а в офис выходила перед этим в последний раз 30 марта. В роддоме консультировала по визам и турам, если бы можно было с собой ноутбук протащить, то, наверное, и бронировала бы оттуда. Все же понимают: если уходить в декрет полностью на 3 года, то можно остаться без клиентской базы и придется начинать все с нуля.

О рекламных турах, пока ребенок маленький, можно забыть. Семинары, мероприятия, роуд-шоу плохо вписываются в график детского сада и школы. Лично знаю девушку, которая на встречи бегала с ребенком в коляске. Но это уже перебор.

Тем более что работа турагента не дает прийти домой, выключить телефон и забыть все до завтрашнего утра. Брони, рейсы отследить надо, изменения в заявку внести, на вечерний, а то и ночной звонок ответить. В общем, миллион и одна причина быть на связи и работать внеурочно. А параллельно нужно отвезти ребенка в секцию, приготовить ужин, другими домашними делами заняться. И каждый день приходится выбирать, что в приоритете – работа или семья.

В целом, и муж, и дочь уже привыкли к такому раскладу. Но иногда случаются конфликты. Например, в прошлую новогоднюю ночь мне нужно было переселить туристов из одного отеля в другой. Я висела на телефоне, нервничала, отвлекалась. Естественно, супругу это не понравилось, дочь требовала внимания, а я разрывалась между всеми.

Конечно, в нашей сфере есть примеры счастливых семей. У меня в офисе три сотрудницы давно и прочно замужем. Наиболее гармоничными мне кажутся пары, занимающиеся одним делом. Но этот вариант встречается нечасто. И, как правило, в таком случае оба пришли в туризм одновременно и открыли совместный офис. Но в рекламных турах я встречаю именно или разведенных коллег, или тех, кто еще не связан узами брака».

Марина, турагент в найме: «За каждой успешной женщиной в турбизнесе стоит мужчина с деньгами, или она сама – мужик»

«Я пришла в туризм в августе 1998 года в качестве менеджера. Через несколько дней случился дефолт. У нашего турагентства десятки оформленных туристов в Испанию. Места забронированы, предоплата внесена, но полного расчета нет – дефолта же не ждали. Рубль упал в 3 раза. Те, кто не внес полную оплату, в замешательстве – что делать? Агентство в панике. В тот момент я поняла, этот бизнес, как любой другой, требует вложений – и немалых, на случай форс-мажора, если что-то пойдет не так. Сейчас я знаю, что неизбежные статьи расхода – создание и поддержание сайта, реклама, ведение социальных сетей, расчетный счет, онлайн- и офлайн-касса, компьютеры, программное обеспечение. Это только продавцы бесконечных курсов твердят, что турбизнес можно начинать без денег.

Часто источником стартового капитала становятся мужья. Они рассуждают: жена занята (мозг не клюет, хотя бы себя обеспечивает), дети под присмотром (работа в онлайне не требует офиса) – все довольны. Многим родители помогают. Моя незамужняя подруга открыла туристическое агентство. Но ее отец работал в нефтяной отрасли и обещал поддержать, если что-то пойдет не так.

Когда я захотела стать хозяйкой бизнеса, спросила мужа, сможет ли он взять на себя семейные расходы – у нас тогда было двое маленьких детей. Он ответил: «Нет. Ищи стабильную работу». Я так и осталась турагентом в найме.

Вообще, в нашей стране турфирмы – это в 90% случаев микро-микро-предприятия, обеспечивающие занятость владелицы: а где еще работать домохозяйке с детьми? Настоящий бизнес – это оставшиеся 10%. И тут уже нужен «мужской» подход: четко выстроенные процессы, логика, расчеты, жесткость и авантюризм. Поэтому и владельцы должны быть мужчинами по психотипу – неважно, кто они биологически. И если такой владелец – женщина, у нее начинаются проблемы из-за конфликта социальных ролей: на работе она должна быть жесткой и упорной, а дома – нежной и удивительной. Совмещать это трудно, поэтому чаще всего женщины разводятся».

Николай, эксперт по экзотическому туризму: «Увел жену из своей же фирмы»

«Мы встретились в 1998 году на выставке: она работала на стенде нашей компании – приехала из регионального филиала. Увидела мои фотоотчеты о велотуре по Турции и загорелась идеей отправиться в такой же. Я пригласил ее во Францию. Мы поехали в сентябре 1998 года, на работу в свой филиал она уже не вернулась.

В Москве коллеги смотрели на нее косо, а кое-кто меня даже ревновал. Руководство тоже было недовольно. Поэтому жена перешла работать в другую компанию по другому направлению, но мое начальство решило: нехорошо, что жена работает в чужой конторе. В итоге через полгода меня из компании грубо попросили.

Какое-то время мы вместе работали в фирме, где я был соучредителем. А потом родился ребенок, и с 2000 года жена все время с детьми – свои уже выросли, воспитываем приемных. Так что в туризме только я один пока копошусь. К моим путешествиям и командировкам жена относится как к должному: это часть моей личности, она понимает и уважает. Но и я ей помогаю – часто детьми занимаемся посменно».

Анна, владелец турфирмы: «Мне казалось, что будет легко… Как же я ошибалась»

«У меня была счастливая семья: любимый муж, пятилетний сын, стабильная и перспективная работа в органах власти, когда я поняла – перестала развиваться, нужно что-то менять. И я решила открыть свою турфирму. Мне казалось, что будет легко: во-первых, я занималась организацией международных обменов, во-вторых, у нас были накопления, которые позволили бы мне не менее полугода работать без прибыли. Наконец, мне всегда помогали родители. Как же я ошибалась.

Я все рассчитала, но не учла одного – мы с мужем похожи. И он в это же время тоже решил кардинально изменить жизнь, открыл свой бизнес. И вложил туда все наши сбережения. А еще уговорил моих родителей стать партнерами, и они отдали ему все свободные деньги. Так что рассчитывать мне можно было только на моральную поддержку.

Я не сдалась: мы с подругой арендовали комнатушку в каком-то общежитии, сами сделали там ремонт, дали объявление в газете и стали ждать клиентов. Конкуренция тогда была уже большая, мы решили выделиться на общем фоне и возить в Непал. Наконец, к нам забрел какой-то мужчина, выслушал нас без энтузиазма, тяжело вздохнул и ушел.

Мы поняли: что-то не так. Пересмотрели стратегию и тактику: решили не выпендриваться и воспользоваться старыми связями. Тем более что от прежней работы осталась масса контактов и опыт работы с молодежными группами. Но опять ошиблись. Никто из прежних коллег, несмотря на отличные отношения, с нами работать не захотел. И только один человек, с которым я больше всего ругалась, когда работала в административных органах, купил у нас несколько групповых туров в Египет. На его деньги мы и смогли раскрутить нашу фирму.

Это стало для меня хорошим уроком – нужно видеть человека, идти на компромисс, а не гнуть свою линию до победного.

Муж все это время занимался своим бизнесом, но не мешал мне заниматься своим: домашние обязанности мы делили пополам и в зависимости от того, кто в данный момент свободен. Например, пока сын учился, летние каникулы он проводил с отцом – у меня в это время была самая горячая пора. А я брала отпуск в низкий сезон и тратила его на рекламные туры. Ребенка к своей работе тоже привлекала. Поскольку мы занимаемся не только молодежью, но и детьми, все новые программы испытывали на нем. Сейчас он вырос и помогает мне уже осознанно. В первую очередь, как консультант по молодежным запросам и новым технологиям. Муж тоже в стороне не остается: несмотря на то, что он успешный бизнесмен, никогда не отказывается «поработать» у меня водителем, курьером и даже грузчиком.

Но у меня есть железное правило: один день в неделю выходной, я провожу его только с семьей. Никакой работы на это время не планирую».