Как реагировать на необоснованную критику — 5 советов психолога, фразы
От полного игнора до вежливых форм отстаивания личных границ.
«Критика может быть как конструктивной, так и необоснованной. В первом случае достаточно коротко и вежливо поблагодарить человека за полезное замечание, во втором — стоит вести себя совершенно иначе. Как же? Вот список вариантов», — Ольга Романив, психолог.
1. Никак не реагируйте
Если вы уверены, что столкнулись с необоснованной критикой в свой адрес, тогда на подобные выпады лучше всего никак не реагировать. Наденьте на себя маску спокойствия и невозмутимости, отражая ею поступающие замечания. В отдельных случаях допускается показать человеку, что его критику восприняли, если речь идёт об авторитетном лице, которое может сыграть роль в вашей судьбе. Однако в глубине души оставайтесь при своём мнении и не теряйте уверенности в себе.
2. Помните, что это не про вас
Зачастую люди критикуют в других то, что является проблемой в их собственной жизни. Это называется проекцией. Мы довольно быстро умеем распознавать свои недостатки в ком-то ещё, подвергая увиденные качества и черты осуждению. Помните про столь простую истину каждый раз, когда сталкиваетесь с необоснованной критикой, и не принимайте сказанное на свой счёт, осознавая, что за таким выпадом скрывается чужая боль.
3. Задумайтесь о том, важно ли вам чужое мнение
Минимизировать негативные ощущения, которые вы испытываете во время получения неконструктивной критики, очень просто. Достаточно задать себе простой вопрос: «Важно ли мне мнение этого человека?» Если вы прислушаетесь к своему внутреннему голосу, то можете понять, что точка зрения непрошеного критика действительно не имеет никакого веса. Очень часто бестактные и несущественные замечания в сторону других людей позволяют себе личности, которые абсолютно несведущи в конкретной теме. Так почему вы должны воспринимать подобные высказывания всерьёз?
4. Очерчивайте границы
С особенно активными любителями покритиковать других людей следует сразу указать на границы. Такой подход вовремя останавливает ненужный словесный поток и позволяет вам сохранить нервы. Обычно короткой и ёмкой фразы — «У меня другое мнение на этот счёт» — вполне хватает, чтобы привести человека в чувство и показать, что вы не позволите вести себя бесцеремонно.
Важно, чтобы ответ звучал спокойно, тактично и в нём не прослеживалось никаких бурных эмоций. Безукоризненная вежливость в тандеме с легкой холодностью способны отрезвить самых пылких и злостных критиков.
5. Наращивайте ощущение собственной ценности
Чтобы не изводить себя ненужными сомнениями и тревогами из-за чужих слов, наращивайте ощущение собственной ценности. Если вы будете уверены в своих силах, а также окажетесь настолько мудры и умны, чтобы отличать конструктивное и неконструктивное, никакие чужие и порой обидные замечания не смогут стать проблемой. Людям с адекватной самооценкой легче переносить необоснованную критику, потому что эмоционально они не привязываются к ней, а просто пропускают мимо.
Помните, что у вас всегда есть свобода выбора реакции. Можно до хрипоты отстаивать свои права и оправдывать собственные действия. Можно обижаться или пытаться изменить точку зрения оппонента. Однако лучше всего найти в себе силы не вступать в споры и внутренне остаться при собственном мнении, если речь идёт о неконструктивных замечаниях. Помните, что вы не несёте ответственность за поведение, слова и чувства другого человека.