Тягу человека к новому описали математически

Многопрофильная международная команда ученых математически описала тягу к новизне и оценила ее место в жизни человека. Результаты вышли статьей в журнале Nature Communications.

Тягу человека к новому описали математически
© Naukatv.ru

Открытия в жизни человека можно условно разделить на две большие категории. Личные — это узнавание отдельного элемента, например, места, песни или художника. И общие для всего человечества, такие как технологические разработки или научные достижения.

Первые впечатления

Предыдущие исследования фокусировались на новизне первого порядка — первом впечатлении от, например, дегустации нового блюда или поездки в неизведанное место. Однако такой подход упускает важную часть новшеств — комбинирование существующих элементов для создания чего-то нового.

Например, слова можно объединять разными способами, чтобы создавать стихи или истории, а музыкальные ноты — чтобы написать новую песню. Последнее называется новизной высшего порядка.

«В нашем исследовании мы ввели и изучили более общее понятие новизны новизну высшего порядка, которая определяется как первое совместное появление двух или более элементов в последовательности», рассказывает профессор прикладной математики Вито Латора, заведующий кафедрой сложных систем Лондонского университета королевы Марии.

Случайные блуждания и ERRWT

Для моделирования таких комбинаций был разработан метод под названием Edge-Reinforced Random Walk with Triggering (ERRWT). Он основан на случайном блуждании — математической модели, описывающей эволюцию системы на основе отдельных шагов. В этом методе следующая позиция «блуждающего» зависит только от текущей, а перемещение между позициями абсолютно случайно — с равной вероятностью для каждого направления.

«Представьте, что все элементы, которые мы можем исследовать, или идеи, которые можем придумать, это узлы сети. Связи между ними отражают отношения или сходство между двумя элементами или концепциями», объясняет профессор.

Инновация модели — в том, как она имитирует эволюцию таких сетей. По мере перемещения «блуждающий» не только проходит по существующим путям, но и создает новые связи, запуская появление новых узлов. Это отражает реальный процесс открытий, расширяющий горизонты возможного.

ERRWT использовали для анализа трех наборов данных: история прослушивания музыки (Last.fm), литературные тексты (Project Gutenberg) и научные статьи (Semantic Scholar).

«Чем чаще мы слушаем песню или связываем две песни, тем выше вероятность повторить их в будущем. Кроме того, открытие новых песен или ассоциаций создает расширяющееся пространство возможностей, доступное только после их "разблокировки"», продолжает Латора.

Закон Хипса

Исследователи обнаружили, что комбинации следуют предсказуемым паттернам, описываемым законом Хипса — степенной зависимостью роста.

Он говорит о том, что чем больше слов в запасе, тем меньше вероятность их использования — вместо этого мы чаще будем повторять уже знакомые слова и фразы. Этот закон помогает объяснить, почему в длинных текстах или больших наборах данных одни и те же слова встречаются чаще, чем другие. Он показывает, что рост количества уникальных элементов (слов, идей, продуктов) происходит медленнее, чем общий рост числа элементов.

Например:

  • В данных Last.fm пользователи с одинаковой частотой открытия новых песен могут по-разному их комбинировать в плейлистах;
  • В литературных текстах авторы чаще создают новые синтаксические конструкции, нежели вводят новые слова;
  • В научных статьях (особенно в заголовках) наблюдается больше креативных комбинаций слов, чем в художественных текстах.

Модель ERRWT показала, как структура сети и паттерны исследования совместно эволюционируют, подтвердив, что для объяснения реальных процессов необходимы как укрепление связей, так и создание новых.

Значение и перспективы

Новая модель позволяет глубже понять новизну, объединяя индивидуальные открытия и комбинаторное творчество. В конечном итоге это поможет обучению творчеству и развитию креативности.

«Изучение творческих процессов и механизмов появления новых идей критически важно, если мы хотим развивать общество. Наши модели могут помочь понять, почему одни идеи или продукты становятся популярными, а другие нет», заключил Латора.

В будущем команда планирует расширить модель, добавив социальный компонент, который пока отсутствует.