Что такое личный бренд и помогает ли он достичь успеха. Объясняем простыми словами
Личный бренд — узнаваемый образ и имидж человека в публичном пространстве. Он отражает репутацию, достижения и особенности личности. Чтобы сформировать личный бренд, люди развивают блоги в соцсетях. Это помогает им достигать профессиональных и личных целей.
Эксперт статьи:
сения Алексеева управляющий партнёр коммуникационного агентства Fresh Russian Communications, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса в Финансовом университете при Правительстве РФ
Проще говоря, представьте, что каждый человек — это особый товар на рынке. Личный бренд — это «упаковка» и «реклама» этого товара. Он помогает человеку привлекать внимание, находить единомышленников, клиентов или работодателей, создавать нужные связи и добиваться своих целей.
В каком-то смысле личный бренд есть почти у каждого, кто ведёт соцсети, где делится с подписчиками моментами своей жизни. Просто мы не задумываемся, что таким образом невольно развиваем личный бренд, пусть и для небольшой аудитории.
Разница между неосознанной и осмысленной работой над созданием личного бренда в том, что в первом случае мы делаем это нерегулярно и непоследовательно — без контент-плана, вовлечения фолловеров в диалог и поддержания перед ними определённого имиджа.

Всё потому, что мы ведём соцсети для души, чтобы оставаться на связи с друзьями, коллегами и родственниками. Если же человек решается выйти «в свет», то есть на массовую аудиторию, там действуют уже совсем другие законы и правила.
Зачем нужен личный бренд
Люди начинают заниматься самопрезентацией в двух случаях.
1️⃣ Когда у них есть собственный бизнес или стабильная работа, связанная с привлечением клиентов.
Например, предприниматель, который много лет владеет строительной фирмой, решает повысить продажи. Он заводит страницы в соцсетях и делится там нюансами своей работы. Постит видео с объектов и дает подписчикам полезные советы по ремонту. Разумеется, попутно отмечая все преимущества своей компании.
Или врач-стоматолог заводит блог, где рассказывает, как предотвратить кариес и перестать бояться его коллег. Само собой, на странице доктор указывает контакты клиники, где он принимает.

В обоих случаях подписчики, которые захотят переложить дома паркет или поставить виниры, пойдут уже не столько в эту строительную компанию или стоматологию, сколько к знакомым лицам из интернета.
Врач при развитии личного бренда становится ещё и более свободным, ведь он может легко уйти в другую клинику и не потерять клиентов.
2️⃣ Когда человек решает стать профессиональным блогером.
Он выбирает подходящую нишу — от воспитания детей до обзора книг, и начинает рассказывать об этом у себя на странице в соцсетях. Набирает подписчиков, становится узнаваемым и монетизирует свой персональный бренд — либо с помощью рекламы, либо продажей авторских гайдов.
Бывает и так, что начинающие инфлюенсеры не стремятся заработать денег, и используют блог как отдушину.
Например, полный мужчина решил похудеть и начал выкладывать в соцсети видео со своих тренировок и рецепты полезных завтраков. Просто чтобы не сорваться и получить поддержку. Или молодая мама стала писать посты про жизнь с малышом, чтобы восполнить в декрете дефицит общения.
В итоге оба блога «залетели» и превратились для них в дополнительный способ заработка. А может, и основной.
Когда личный бренд не нужен
Всё просто: персональный бренд не нужен человеку, который не хочет быть узнаваемым и «торговать лицом».
Допустим, путешественник-любитель может выкладывать красивые фотографии из разных уголков мира, делать к ним захватывающие описания, получать лайки и восторженные комментарии от друзей. Но ему и без этого прекрасно живётся, поэтому он не занимается продвижением личного бренда.
Или предприниматель предпочитает развивать соцсети своей компании без привязки к личному бренду. Потому что не желает «светиться», у него нет времени или же он просто неуютно себя чувствует в объективе камеры.
Также личный бренд слабо поможет тем, чья профессия не связана напрямую с работой с клиентами: силовикам, сварщикам, инженерам и т. д.

Хотя бывают исключения: в соцсетях завирусились видео Ольги Гурской — повара столовой детского центра в Выборге. Рассказывать о кухонных буднях женщине посоветовала дочка. Блог Ольги подкупает своей искренностью — например, она иронизирует над своей тучной походкой, которую называет пингвинячьей. В роликах женщина не скупится на непечатные выражения. Народу нравится.
При этом опять же повар не планировала становиться популярной. Просто алгоритмы соцсетей работают так, что любой ролик или пост может набрать миллионы просмотров. Поэтому, прежде чем выкладывать в интернет видео с корпоратива, следует подумать, обрадуются ли коллеги внезапно свалившейся на них славе.
Примеры личного бренда
Мы говорим Apple, подразумеваем – Стив Джобс. Несмотря на то, что основателя «яблочной» империи уже 14 лет как с нами нет.
Имя одногодки Джобса Билла Гейтса, тоже у всех на слуху, как и его компании Microsoft.
Оба американца не только совершили прорыв в сфере гаджетов и технологий, но и смогли грамотно её продать. В том числе и через личный бренд — публичные выступления, яркие презентации новинок, многочисленные интервью, а иногда и эксцентричные выходки вроде выпускания в зал комаров (разумеется, безобидных), чтобы привлечь внимание к проблеме малярии.
Многие любят приводить в качестве примера личного бренда Пэрис Хилтон и её российскую «версию» Ксению Собчак, которые в нулевые годы вели гламурный светский образ жизни и всячески привлекали к себе внимание. Но часть работы за них всё же сделали родители, подарив им громкие фамилии.
Все четверо занимались развитием личного бренда до эпохи соцсетей, когда у людей было меньше каналов получения информации.
Из инфлюенсеров нового времени яркий пример удачной самопрезентации — Виктория Дмитриева. Она начала вести свой блог в 2012 году, когда родила первого ребенка и поняла, что её ожидания от материнства максимально не совпали с реальностью. Виктория стала изучать детскую и семейную психологию, получила профильное образование и начала понемногу делиться фактами и личными инсайтами с подписчиками. Сейчас у Дмитриевой трое сыновей и больше миллиона фолловеров.
Другой пример — Вероника Степанова. В отличие от Дмитриевой до создания личного бренда у неё уже был диплом психолога и своя практика. Но широкой публике Вероника стала известна благодаря своим разборам личностей медийных персон.
В роликах женщина не стесняется в хлёстких выражениях и нелицеприятных сравнениях. Из-за этого экс-супруга Федора Бондарчука Светлана и модель Анастасия Решетова даже подавали на Степанову в суд за клевету и оскорбление чести и достоинства.
Впрочем, Веронику это не остановило — она продолжает выпускать ролики, заключать контракты с крупными медиаплатформами и повышать чек за свои консультации.
Как создать личный бренд
Предстоит выбрать нишу, составить контент-план, оформить визуал, сделать красивые фото, смонтировать трендовые видео и написать вовлекающие тексты. Если есть возможность, лучше поручить все вышеперечисленное профессионалам: копирайтерам, сторисмейкерам и т. д.
В соцсетях есть даже целые продюсерские команды, которые делают «упаковку» блогера под ключ и потом сопровождают его. Более того, если человек хочет создать личный бренд, но не знает, про что ему писать и рассказывать, существует услуга «распаковка личности». Ею тоже занимаются продюсеры или бренд-менеджеры, которые помогут определить сильные стороны клиента и подскажут, как и о чём ему лучше повествовать. Но все это стоит денег, и немаленьких.

Если лишних средств нет, придётся справляться самому. Главное — понимать свою аудиторию и отталкиваться от её болей.
Например, клиентам мастера маникюра интересна палитра цветов, скорость работы и гарантия стерильности инструментов. Подписчикам юриста — его успешные кейсы и т. д.
Самое сложное — это продвижение. Особенно сейчас, когда блогеры везде. Здесь есть несколько вариантов: закупить рекламу у других блогеров, договориться с такими же начинающими авторами о взаимном пиаре или оставить ссылку на свои соцсети на рабочем сайте.
Чтобы не выпасть из обоймы, важно постить контент регулярно, общаться с подписчиками и следить за трендами.
На что обратить внимание при продвижении личного бренда
Мало определить свою целевую аудиторию — не менее важно найти площадку, где она обитает. Если человек решил вести блог о дачных советах, ему не стоит надеяться на молодёжные соцсети.
О взаимном пиаре и рекламе лучше тоже договариваться с блогерами со схожей аудиторией — например, владелице агентства детских праздников вряд ли стоит продвигаться у мужчины, который вещает о рыбалке или мотоциклах.

Кроме того, аудитория сейчас привередливая, поэтому неопрятный человек с речью, полной пауз и слов-паразитов, не удержит её внимание.
Информация инфлюенсера тоже должна быть эксклюзивной и креативно поданной, очередные «Пять советов, чтобы похудеть к лету» уже никому не будут интересны.
Фото и видео также должны быть качественными, а не снятыми дрожащей рукой на смартфон с запотевшей камерой. Исключения — блоги про экстремальный туризм, и то не факт.
И самое главное: чтобы иметь личный бренд, человек должен быть личностью.
Уверенной в себе и глубоко погруженной в тему, о которой говорит. На фоне массовых разоблачений инфоцыган люди стали тонко чувствовать фальшь и уже не верят слепо каждой «говорящей голове». А вот искренность и честность, наоборот, сейчас в почёте. Главное, не переборщить.
Плюсы и минусы личного бренда
С одной стороны, медийным людям живется легче. Имея большую аудиторию, проще решать разные проблемы, начиная от поиска музыкальной школы для ребенка и заканчивая наказанием нахамившего таксиста.
Крепкий личный бренд повышает авторитет человека в профессиональной сфере — его рады видеть на профильных мероприятиях, с ним хотят сотрудничать, на его мнение ссылаются.
Плюс дополнительный заработок, о котором мы уже говорили.
Есть и психологический момент: с помощью публичных выступлений человек борется со своими страхами и комплексами, учится держать удар в споре с хейтерами и закрывает гештальты детских мечт о карьере писателя или актёра.
С другой стороны, у популярности хватает и минусов. Когда ты публичный человек, а у каждого прохожего под рукой смартфон с камерой, расслабиться действительно трудно.
К тому же продвижение личного бренда — это дополнительная работа, которая съедает много сил, времени и эмоций. Аудитории всё равно, какое у блогера настроение и не устал ли он — ей нужны хлеб и зрелища. Причем регулярные и без потери качества.
Помимо этого, человек отчасти становится заложником собственного образа.
Если фитнес-тренер выложит фото из бургерной или пивной, это может навредить его репутации. Поэтому приходится тщательно фильтровать контент перед публикацией, что не добавляет блогеру искренности и открытости, которую от него так ждут.
А ещё жизнь не стоит на месте и меняется. Блогер-путешественница может родить детей-погодок, осесть с ними дома на несколько лет и потерять часть аудитории. От семейного психолога может уйти его партнёр, а дети — вырасти и отказаться сниматься в видео. Спортсмен, который пиарил себя на ЗОЖе и накачанном прессе, может заболеть, впасть в депрессию и растерять былую форму.
Одним словом, любой личный бренд — это довольно жёсткие рамки и обязательства, жить в которых могут не все и не всегда. И это надо понимать перед началом самопродвижения.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.