Взятие снежного городка
– …У нас в областном центре каждую зиму происходит транспортный коллапс, мы буквально тонем в снегу. А в Ханты-Мансийске улицы вычищены просто идеально, дорожная техника работает как часики! – изумлялся приехавший в гости родственник. – Да уж, не осознаете вы своего счастья…
И действительно, слишком часто выползает в соцсетях очередной нытик, который начинает гундосить по поводу недостаточно быстрой – по его мнению – расчистки дорог. Что поделаешь, в любой семье, тем более такой большой, как окружной центр, без скорбного умом не обходится. Между тем с утра и до утра улицы нашего города утюжат колонны снегоуборочной техники, чьей слаженной работе может позавидовать команда пловчих-синхронисток. Интересно, а кто сидит там, в кабине этой техники, благодаря кому мы с вами имеем возможность спокойно передвигаться, не утопая в сугробах?
Один из этих незаметных, но незаменимых людей – Николай Николаевич Леонов, тракторист-машинист автогрейдера Дорожно-эксплуатационного предприятия. Лишь убедившись, что его кратковременная отлучка ни на минуту не замедлит процесс уборки улицы, наш герой остановил свой внушительных габаритов агрегат и принялся отвечать на вопросы докучливых журналистов…
Город понравился – остался
– Николай Николаевич, постараемся не нарушать технологический процесс и будем спрашивать быстро! Откуда вы родом и как выбрали профессию?
– Родился в Аромашевском районе Тюменской области, отец работал водителем, мама – завхозом и дояркой. После демобилизации из армии увидел, что наш совхоз распался, нужно было выбирать новый путь. К тому моменту мои старшие сестры уже жили в Ханты-Мансийске и пригласили в гости. Вот в 1994 году я сюда приехал – и остался.
– Почему, ведь в то время он мало чем отличался от сотен других провинциальных городков?
– Просто понравился. Наверное, увидел в нем перспективы. Я – парень деревенский, потому сначала взял в руки лопату и пошел работать в «Озон». Потом выучился на рулевого-моториста и целую навигацию проходил на теплоходе «Николай Пирогов».
– Отчего не остались на флоте?
– Не моя стихия. С малых лет я находился с отцом в кабине, еще до армии сам работал на комбайне. Поэтому в 1996 году перешел в ДЭП, сначала сел на бульдозер, потом на снегопогрузчик, затем возникло желание выучиться на машиниста грейдера.
– Зная бесцеремонный и наглый характер некоторых горе-водителей, рискну предположить, что на дороге вам приходится непросто…
– Всякие люди встречаются. Иногда очень мешают работе снегоуборочной техники, нарушают правила движения, несмотря на выставленные предупреждающие знаки. У меня машина очень большая, надо то сформировать снежный валок, то оголить бордюр, поэтому часто необходимо сдавать назад. Попробуйте это спокойно сделать в час пик, когда приходится двигаться только по зеркалам, а рядом совершает опасные маневры какой-нибудь водитель. Иногда хочется выйти и просто посмотреть ему в глаза.
– Убежден, что ваша работа – это один сплошной стресс. Как набраться терпения и не реагировать на наглецов?
– Научиться этому невозможно. На моей памяти в ДЭП устраивалось много профессионалов из числа тех, кто раньше трудился на грейдерах, чистил зимники, трассу. А у нас зиму проработают – и увольняются, не выдерживают. Таких, как я, надо уже в «Красную книгу» заносить…
– А молодежь в ДЭП идет?
– Идет. Если тяма у парня есть – толк с него будет.
– Есть ли районы в городе, где вам менее комфортно работать?
– Частный сектор не очень люблю. Недавно смотрю – бежит на меня мужик с лопатой, дескать, как это я посмел завалить заезд к нему во двор. И не хочет видеть, что сзади, метрах в ста, мой снежный вал разгребает погрузчик – просто отстал он немного, не успевает. Но я не обижаюсь и по мере сил всегда стараюсь помочь людям. Часто бывает, что во дворах застревают водители-женщины – конечно, выйдешь, толкнешь. В обиде никого не оставляем.
Привычка работать
– Трудитесь сменами?
– Я – с семи утра до семи вечера. Стараюсь начать пораньше, чтобы к моменту выезда всего нашего снегоуборочного комплекса подготовить снежный вал и обеспечить фронт работ. За мной ведь идут два погрузчика, мини-снегоуборщик, самосвалы.
– И вы впереди, как Чапаев – на желтом коне…
– Можно и так сказать. Если я вдруг не успею – все встанут.
– Какая, на взгляд профессионала, нынче выдалась зима?
– Поначалу расслабила, а потом взяла свое. Снежная зима, хорошая.
– Почему – хорошая?
– Она позволяет мне воочию видеть результаты своего труда.
– С работой в зимнее время все понятно, а летом?
– Тоже хватает – по содержанию дорог, строительству новых, часто грейдер берут в аренду. Зимой дел, конечно, гораздо больше, да и интенсивность движения выше.
– Говорят ли простые хантымансийцы вам «спасибо»?
– Лет шесть-семь назад такое еще встречалось, а теперь уже нет. Разбалованный народ стал, привыкли к хорошему.
– Обидно, когда обыватели несправедливо ругают дорожников?
– Все познается в сравнении. Как-то заехал в центр Тобольска – и даже руль отпустил, машина просто не могла выбраться из застарелой выбитой колеи. К сожалению, граждане не всегда понимают, что после метели мы обязаны в первую очередь обеспечить доступ к различного рода общественным и социальным учреждениям.
– Если честно – никогда не возникает желание выбрать место работы поспокойнее?
– Сейчас уже нет. Привычка, наверное.
Чаще улыбайтесь
– Хорошо, не будем отвлекать слишком долго и перейдем к вопросам личного характера. Кто входит в круг вашей семьи?
– Жена Наталья работает регистратором в Окружной клинической больнице, старший сын Данила – администратором, младший Тимофей – школьник. Похвастаюсь: неделю назад стал дедом, на свет появился внук Марк!
– Как проводите свободное время?
– Стараюсь заниматься младшим сыном, сходить с ним куда-нибудь. Летом – дача.
– По необходимости или по зову сердца?
– Там я работаю с удовольствием. Сам построил баню, теплицы, сараи, занимаюсь грядками.
– Ханты-Мансийск, на ваш взгляд, какой он?
– Перспективный. А еще мы делаем его чистым. Пользуясь случаем, хочу пожелать землякам быть добрее, чаще улыбаться и помогать друг другу!