Зачем перед Масленицей заговорили про Страшный суд 23 февраля и что с этим делать

Если вы, дорогой читатель, заскочив с утра 23 февраля 2025 года в интернет, увидите зловещие заголовки типа: "Наступает неделя о Страшном суде", "Сегодня неделя Страшного суда, что можно делать, а что нельзя" и даже "Что должно быть на столе в Неделю Страшного суда", не спешите пугаться. Конец света вы еще не проспали - на следующей неделе будет все-таки не Страшный суд, а Масленица (24 февраля - 2 марта). Просто вам ленту попали новости из церковного календаря. А согласно ему, 23 февраля 2025 года называется не только Днем защитника Отечества, но и Неделей о страшном Суде. И давайте я сразу подчеркну: не "Неделей Страшного суда", а "Неделей О Страшном Суде". Разница существенная, о ней и поговорим, а еще о том, зачем накануне радостной Масленицы Церковь вспоминает про Страшный суд, в чем этот Страшный суд заключается, когда он состоится, над кем, какими будут критерии этого Суда и чем нам это все грозит.

Зачем перед Масленицей заговорили про Страшный суд 23 февраля и что с этим делать
© Российская Газета

Почему 23 февраля 2025 года называется не только Днем защитника Отечества, но и Неделей о Страшном суде? Что означает имя дня?

Словом "неделя" наши предки называли воскресенье - день, когда ничего "не делают", посвящая его Богу. А вот семидневный цикл на церковнославянском языке именуется "седмицей". Если об этом помнить, то непонятная и даже пугающая фраза из церковного календаря: "Сегодня, 23 февраля 2025 года неделя о Страшном суде", обретет ясность: "Сегодня, 23 февраля 2025 года такой воскресный день, когда во время богослужения в храмах вспоминают Страшный суд". День, когда Церковь вспоминает Страшный суд, имеет "плавающую дату", потому что она зависит от даты Пасхи и всегда отстоит от нее на восемь недель или на 56 дней. Поэтому только в этом году Неделя о Страшном суде совпадает с Днем защитника Отечества. А в 2026 году, когда мы будем отмечать Светлое Воскресение Христово 12 апреля (это будет очень ранняя Пасха!), неделя о Страшном суде выпадет на 15 февраля.

Что должно быть на столе, что можно, а что нельзя есть в Неделю Страшного суда?

Если вопрос стоит именно в этой формулировке, то ответ может быть только таким: "Что ни ставь, уже все едино! Боюсь, в ту "неделю" всем будет не до кулинарных изысков" А если серьезно, корректней было бы спросить так: "Есть ли пост в Неделю о Страшном суде?" И хотя мне не очень симпатична идея, рассказывая о сути церковных праздников, в первую очередь говорить о еде, но раз уж такой запрос возник, отвечу: "Все. 23 февраля в 2025 году можно есть все, что не вредит вашему здоровью, по церковному уставу никаких ограничений нет!" Неделя о Страшном суде - это последний день, когда верующим позволяется есть мясо, поэтому другое название этого воскресного дня - Мясопустная неделя (слово "отпуст" происходит от глагола "отпускать", то есть мы в этот день "отпускаем" мясо, с завтрашнего дня, с 24 февраля мы его уже не едим). Смотрите, Церковь готовит нас к Великому посту постепенно: сначала мы отказываемся от мясной пищи, но можем есть молоко, творог, яйца, масло и сыр (это сырная седмица, или Масленица, она же Масленая неделя), а потом уже вступаем в Великий пост, когда запрещаются и эти продукты. Так вот, воскресенье накануне Масленицы - последний день, когда мы можем есть все, в том числе и мясо: первая ступень поста - Масленица - начнется только завтра.

Почему Церковь вспоминает про Страшный суд?

Логика появления в церковном календаре дня, напоминающего нам про Страшный суд, становится понятной, если мы обратим внимание на то, что вчера, в день Вселенской родительской субботы в храмах вспоминали "всех усопших во благочестии и правой вере - от Адама и до днесь (т.е. и до нынешних дней)". И верующие все вместе, общецерковно молились за всех таких усопших, за изменение их посмертной участи.

Но согласно учению Церкви, душа каждого человека претерпевает как частный суд, ожидающий ее после смерти, так и общий Суд, называемый еще Страшным. Страшный суд - это суд Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором Пришествии.

И вот помолившись вчера об уже усопших, причем не только близких - смотрите, какое красивое имя у вчерашней родительской субботы: Вселенская! - мы как бы поднимаемся уровнем выше и вспоминаем уже не про частный суд над каждой душой, а про Суд общий. Суд, который состоится при Втором Пришествии Иисуса Христа!

Что такое Страшный суд? Когда он состоится? Кому грозит Страшный суд? Что говорят в храмах в Неделю о Страшном суде?

Сегодня в храмах во время литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о грядущем Страшном суде. Давайте, и мы его внимательно прочитаем.

Вот как Иисус описывает последнее и величайшее событие, которое случится еще во времени, но уже на границе времени и вечности, событие, которое предстоит каждому из людей.

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25: 31-46).

Каковы критерии Страшного суда?

Обратите внимание, повествуя о грядущем Страшном суде, говоря о том, на основании каких поступков одни будут спасены, а другие "пойдут в муку вечную", Спаситель не упоминает ни то, как мы постились, ни о нашей богословской образованности, ни даже о том, как мы молимся.

Критерий совсем другой: какими мы были людьми? Помогали ли мы ближним? Были ли к ним милосердны? Получается, человек может наследовать Царствие Божье самым обычным и всем нам доступным способом - милосердием. Накормив голодного, напоив жаждущего, приютив бездомного, проявив сострадание к отверженному, облегчив участь больного, навестив заключенного.

А с другой стороны - и это очень важно! - не делая этого, человек обрекает себя на "огонь вечный, уготованный диаволу".

Причем грех неделания осуждается во всех евангельских притчах о Суде. И когда мы отвергаем посланную нам Господом возможность помочь нуждающимся, мы отвергаем не только этих людей, мы отвергаем Самого Христа, Его любовь, Его Крест и Его Воскресение.

Грехи неделания, оказывается, не менее губительны, чем нераскаянные страшные грехи неверия, убийства, воровства, колдовства, блуда. И об этом тоже напоминает нам Неделя о Страшном суде.

Что говорили святые про Страшный суд?

"Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на Суд, - рассуждал святитель Игнатий (Брянчанинов). - Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего Суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному Суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь - побудительная причина милости - есть совокупность христианского совершенства. Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. А не сотворившим же милости будет и Суд без милости".

Зачем Церковь напоминает нам про Страшный суд накануне радостной Масленицы?

Здесь тоже все очень логично. Масленица - это не просто период подготовки в Великому посту, это еще и семидневный праздник щедрости, открытости нашей души к людям, праздник милосердия, а значит и любви. И Церковь, напоминая нам про грядущий Страшный суд, отнюдь не пугает нас, нет. Она напоминает нам о Любви.

О том, что если ты человек, ты должен уметь Любить. Должен учиться этому. И тот отрывок Евангелия, который читается в храмах в Неделю о Страшном суде дает нам ключ, как нам, таким немощным, таким слабым, так тяжело справляющимся с нашими пристрастиями, можно заслужить прощение Божие и увидеть Бога. Этот ключ доступен каждому - это милосердие.

Как учат святые отцы, милосердие "превозносится над судом", потому что милосердие - это любовь к людям, это любовь к Богу. Если человек милосерден, если он искренно стремится к милосердию, значит, он стремится к Богу, значит, он приоткрывает свою душу к любви, значит, он, что самое важное, становится образом и подобием Божиим. Потому Бог и есть Любовь.

Вот такие важные вещи говорятся в церквях в этот день с таким суровым названием - Неделя о Страшном суде.