Тонкая работа: как хабаровский ювелир покорил титан
— Виктор, неужели ни разу не было мыслей переехать на запад страны, чтобы развиваться там?
— Да, многие ювелирные мастера, в том числе из Хабаровска, покидают Дальний Восток, но у меня никогда не было такого желания. Я думаю, в этом моя миссия – оставаться и работать здесь. А развиваться можно в любой точке мира, было бы желание. Здесь мои корни, моя семья. Сейчас мой сын учится у меня мастерству. У нас, скажем так, зарождается, династия ювелиров Волошенко.
— Расскажите о конкурсах ювелирного искусства, в которых вы участвовали?
— Мой самый любимый конкурс — это «Ювелирный Олимп» в Санкт-Петербурге. Впервые я побывал на нем в 2000 году, а в 2021 уехал оттуда уже с дипломом. Это такое вдохновение! Я жадно всматривался в каждое изделие! Мне хотелось повторить, понять как сделана та или иная вещь. Для меня ювелирная работа — это не ремесло, это именно творчество! Именно поэтому у меня есть потребность вариться в творческой среде, обмениваться идеями с единомышленниками. На конкурсах можно познакомиться с мастерами. Так что я туда езжу не за победой, а за подзарядкой своей творческой батарейки. Хотя, не скрою, мне приятно, что мой уровень высоко оценили.
— Как попасть на такой конкурс и как там относятся к дальневосточникам?
— Попасть несложно – участие в «Ювелирном Олимпе», который проводится в Санкт-Петербурге, бесплатное. Как встречают… я хочу надеяться, что за эти годы мне удалось закрепить за Дальним Востоком хорошую славу. Я выставлялся на конкурсах в том числе с коллекцией титановых изделий. В ювелирном мире титан – это такой металл, который таит в себе много скрытых возможностей, но с ним мало кто связывается из-за его «характера». Когда его нагреваешь он портит инструменты, нужной формы добиться трудно – уходит много времени, нервов, поэтому, конечно, многие махают рукой. Он упругий и скользкий, его не спаять, ни спилить, так как он портит напильники, сверлится вообще отвратительно — залипает в сверлах и все ломается. Но я по характеру человек упрямый, наверное, поэтому я смог укротить титан.

Помню, точил, сверлил, всю работу, которая у меня была, откладывал и занимался только им, а потом… увидел готовое кольцо. Это благородный металл, хоть и с характером, даже как-то обидно за него, что ювелиры его редко используют. Он прочнее золота и серебра, и при этом в три раза легче, не зря его используют в протезировании. Я думаю, что у титана большое будущее.
Кстати, однажды ко мне обратилась девушка-спортсменка: ей сделали операцию на ноге с использованием титановых болтов. Когда все зажило, эти болты удалили и ей отдали. Она попросила меня сделать из этих болтов кольцо. Я в итоге сделал и кольцо, и даже серьги-пусеты.
— А если говорить о камнях, то какие необычные камни вы применяли в своих изделиях?
— В одном из районов Сихотэ-Алинского хребта есть место, куда в 1947 году упал крупный метеорит. Друг привез мне оттуда его кусок. Сначала он у меня просто лежал, как необычный предмет, а потом проснулась моя страсть к экспериментам, и я подумал: почему бы не сделать метеорит частью украшения? Так появились кулоны с метеоритом в серебре и кольца с метеоритом и с добавлением других камней, например турмалином и опалом.

— Трудно расставаться с изделиями, в которые вложено столько души и творчества?
— Нет, я расстаюсь с изделиями легко. Конечно, в каждом из них остается часть моей души, но мне не жалко. Сам я, кстати, ношу украшения. Меня нельзя назвать сапожником без сапог. Есть и кольца, и браслеты. Надеваю их, когда есть повод. Например, собираюсь на юбилей к другу или на торжественный прием. А украшение, которое я ношу постоянно – это цепочка из титана.
— Вы родились ювелиром или стали им?
— Я думал об этом и пришел к выводу, что все-таки родился. Возможно, это генетически передалось: отец работал фотокорреспондентом в «Амурской правде» и любил рисовать, мама руками много работала, шила. Еще будучи подростком, я делал свои первые изделия из серебра: стучал методично молотком по серебряной монете и получил такой маленький тоненький браслет. Его я подарил девушке, которая позже стала моей женой. В браке я тоже постоянно ей делал украшения. Но по образованию я инженер – на ювелира учиться было негде.

Путь до работы моей мечты был тернистым и долгим: прошел банкротство двух ювелирных фирм в 90-ые, зарплату нам выдавали изделиями, которые не реализовали. Но в итоге это подтолкнуло меня к тому, что я открыл свое дело. Поскольку я не учился на ювелира, то некоторые навыки приходилось получать путем проб и ошибок. Например, паял серебро обычным паяльником, который содержал свинцовый сплав. А свинец серебро не переносит. Но сейчас я делюсь своим опытом, чтобы те, кто хочет стать ювелиром, не повторяли моих промахов. Мне приятно, что мой труд замечают: в 2007 году приняли в Союз Художников, а в 2015 выделили мастерскую в центре Хабаровска.
— Кто ваши заказчики?
— Для меня лучший заказчик тот, который говорит: «Я хочу вот это! Есть камни, а вы сделайте!» Тогда у меня есть полет фантазии, так как я не люблю рамки и почти всегда работаю без детального эскиза. Какие-то вещи рождаются в процессе. Сейчас у меня за плечами уже более 800 изделий. Это браслеты, брелки, очки, сувениры, броши, зажимы, заколки, запонки, кольца, кулоны, колье, пирсы, серьги.

— Заказчиков можно ка-то по категориям разделить? Кто с какой целью к вам приходит?
— Среди моих клиентов много женщин. К ювелирам-художникам приходят, те, кто хочет чего-то индивидуального. Есть еще те, кто хочет повторить известный бренд. Например, Bulgari или браслет с гвоздем от Cartier. Я не люблю это и берусь только, когда денег не хватает. Кроме того, бывают клиенты, для которых украшения – это память, семейная реликвия. Одна женщина врач приносила интересные фамильные бриллианты, которые достались ей от бабушки. Почему интересные – просто природная форма, только чуть-чуть отполированные. Она мне рассказывала, что когда камни продавались в магазине, то назывались еще «алмазы», а не «бриллианты». Бриллианты – это правильно ограненный алмаз. Еще бывает хотят сделать необычный подарок.
— Чем вдохновляетесь в работе?
— Когда я работаю, у меня обязательно звучит музыка. Она вдохновляет, дает энергию. Хотя порой так увлекаешься, уходишь в процесс полностью, что даже не слышишь ничего. Бывает идеи приходят в самолете. Я как-то летел на выставку ювелирного искусства в Москву и все 8 часов рисовал. Идей в тот момент много накопил. Идеи могут прийти перед сном или вообще во сне. Я еще хожу в бассейн – и когда плыву, меня тоже посещают идеи.
— Есть ли у вас ученики? Те, кому вы передаете драгоценные знания и опыт?
— Мой первый и главный ученик – это мой сын Сергей. Передаю ему свои знания. Что-то он, конечно, делает по-своему и это нормально. Так появляется свой почерк. У нас есть курс – обучение идет 20 часов минимум. Также мы проводим мастер-классы. Люди разных профессий, например, бухгалтеры, делают что-то вроде корпоратива и учатся у нас здесь мастерить простые изделия. Кроме того, к нам приходят будущие молодожены, которые делают друг другу обручальные кольца. Это настолько сближает! Пары носят частичку труда друг друга – это духовно намного выше, чем просто купить кольца.