Отдых на дне канавы. В "Пятом театре" учат ставить жизнь на паузу
В "Пятом театре" прошла читка пьесы про острую необходимость залечь в канаве. Как бы вы отреагировали, если бы ваш муж, брат или сват лёг в придорожную канаву и отказался бы вставать в течение всего дня? А вы, между прочим, строили совместные планы на день. Современный драматург Пёрт Вяткин решил описать подобную ситуацию в своей пьесе "Одноместная канава". 4 марта в "Пятом театре" прошла театрализованная читка трагикомедии "про острую необходимость полежать в канаве". Она прошла в рамках проекта "Читаем в Пятом", где актёры представляют зрителям современную драматургию. Почему иногда хочется поставить жизнь на паузу и из-за чего окружающим так трудно смириться, когда тебе хорошо, а им нет? В этом мы постарались разобраться вместе с актёрами театра. В читке принимали участие Александр Боткин, Елена Лукманова, Ксения Шагаевская, Василий Кондрашин, Александра Урдуханова, Елизавета Кухтина, Владимир Куражев, Дмитрий Исаенко, Полина Романова, Евгений Фоминцев, Инга Кулик. Поставила читку главный режиссёр "Пятого тетра" Людмила Исмайлова. Пьеса "Одноместная канава" была написана в 2023 году и сразу навела шороху в литературном и театральном сообществах. Она получила гран-при конкурса "Лёгкий жанр" нижегородского театра "Комедiя" и вошла в лонг-лист фестиваля "Большая Ремарка 2025". "Одноместная канава" написана в жанре неоабсурда. Главный герой Виктор Груз, желая избавиться от давления жизненных неурядиц и перенапряжения, ложится в канаву. Он понимает, что ему в ней невероятно хорошо, и, кто бы что сейчас ни сделал, из канавы до конца дня он не вылезет. Вокруг начинают собираться его родственники и коллеги, требуя от Виктора встать и решить их проблемы. Всё действие сопровождается фарсовым юмором, не скупятся актёры и на бранные выражения. Однако за всей внешней абсурдностью ситуации и смехом скрывается глубокая потребность современного человека побыть наедине с собой. Он сделает всё, что от него требуется, но завтра, а сегодня он решил поставить жизнь на паузу, иначе ему просто "сорвёт калитку". Иногда ведь так хочется замедлиться, чтобы почувствовать своё единение с землёй, природой, с чем-то вечным и далёким от всей этой мирской суеты. - Эта пьеса философская, жизненная. Мой персонаж, Виктор Груз, ложится мёртвым грузом в одноместную канаву. Это тоже образное выражение: моя одноместная канава, и в ней мне хорошо. Он уходит от всех проблем, оставляет их где-то там и наслаждается своим одиночеством. Каждый человек, мне кажется, имеет право на уединение, на собственную канаву, где тебя никто не трогает, - рассказывает исполнитель главной роли актёр Александр Боткин. Декорации к читке схематичные: пара ёлок и чёрная ширма, обозначающая край канавы. С неё на Виктора Груза, разлёгшегося на дне, неодобрительно взирают случайные и не случайные для главного героя люди. И всем от него что-то нужно. - Это в характере людей: я не летаю, и ты не летай. Почему нам всем плохо, а тебе вдруг стало хорошо? Нет, друг, давай тебе тоже будет немножечко плохо, - говорит Александр Боткин. Визгливая и разговорчивая невеста Маша обвиняет Виктора в предательстве - они собирались в загс, а он застрял в своей канаве. Отец требует отвезти его в больницу с больным глазом. При этом сам не упускает возможности пофлиртовать с вульгарной поварихой с работы Виктора Кирой, которая ошибочно приняла вежливость Вити за непреодолимое влечение. Любопытная соседка Зинаида Матуха с туманным прошлым лихих 90-х тоже пришла к канаве, чтобы потребовать от Груза ключи от квартиры. Вскоре забежал и друг Азамат с обострённым чувством справедливости: они вместе с Витей борются за права рабочих на предприятии Алмаза Живоглотова. Он, кстати, тоже придёт к главному герою, требуя, чтобы тот прекратил свою общественную деятельность: не в социализме живём. Коллектор Игорь Фарш пришёл за Витиными долгами по микрокредитам, и на разговор он явно не настроен. Разъярённая сестра требует от Груза, чтобы тот посидел с её детьми, ведь она уже опаздывает на самолёт в Египет. Даже местному блогеру есть дело до человека в канаве. - Вообще каждая пьеса, которую мы берём в читку, отражает некий социальный срез. Мне кажется, что в пьесе "Одноместная канава" находит отражение коллективная депрессия, когда на тебя сваливается так много проблем, что ты просто оказываешься к этому не готов и хочешь отложить всё до завтра. Ницше говорил, что возлюбить ближнего - это, прежде всего, оставить его в покое. Мы все хотим покоя, чтобы хоть на секунду эта ответственность, которая давит, отступила, - рассказала актриса Елена Лукманова , которая читала пьесу за автора. - Тысяча задач на работе, дети, родители - всего этого очень много у среднестатистического человека. И я предполагаю, что мужчине в этом плане даже труднее. Потому что у них груз ответственности глобальнее, чем у женщин. Надо понимать, что эта пьеса - это не реалистичная история. И персонажи в ней гротескные. Женщины здесь в основном приносят проблемы. Они накидывают предлагаемые обстоятельства: что ещё он не сделал, перед кем он виноват. Если смотреть с мужской точки зрения, а главный герой ведь мужчина, то это традиционная история: "Мы бы жили счастливо, если бы не бабы", - думают они. Актёры не старались сделать своих героев максимально реалистичными, не боялись дурачиться, импровизировать - благо, формат читки это и предполагает. Главное для артиста в моменте - это передать эмоцию, зацепить зрителя за то небольшое количество времени, что отведено на чтение сценария. Кстати, традиционно в конце читки актёры общаются со зрителями, и те высказывают своё мнение относительно увиденного на сцене, рассуждают о мотивах героев, дают свою оценку их поступкам. - Есть длинная дистанция, а есть короткая. Читка - это короткая дистанция. И мы сразу вкладываем в неё очень много, это на один раз. И поэтому случаются какие-то интересные актёрские открытия. Одно дело, когда актёр месяц работает над персонажем и играет его потом годами, и совсем другая ситуация, когда у артиста есть только один шанс сыграть роль, и ему предоставляется свобода в выражении. Для зрителя это как заглянуть за запертую дверь: что происходит внутри театра. А актёру интересна реакция зрителя на увиденное, и возникает, конечно, какой-то новый обмен энергиями, более интимный, что ли, семейный, домашний, - говорит Елена Лукманова. Пока Виктор Груз лежал на дне своей канавы и слушал, как близкие (и не очень) его сердцу люди орут на него, обвиняя в безответственности, ругаются и даже дерутся друг с другом, он понимал, что все проблемы человека на самом деле ничего не стоят. Он думал о том, что люди постоянно куда-то торопятся, точно играют с жизнью в догонялки. Бытовые проблемы кажутся гигантскими, но ведь все они решаемы. И, наверное, мы бы меньше уставали от нашей беготни, если бы на секунду остановились и задумались: хорошо, что я есть на этой земле, и всё, что меня окружает, такое родное, имеет одно начало и обретёт один конец. Кто-то скажет, что Виктор Груз - безответственный эгоист, а кто-то будет убеждать, что он просто преисполнился в своём сознании. Но в любом случае, нам всем иногда нужно почувствовать, что мы часть чего-то ценного и что всё будет хорошо.