Отсутствие статуса риелторов облегчает преступникам  махинации с недвижимостью

Для большинства людей самое ценное, что у них есть из материального, это жилье - дом, квартира, комната. И именно они чаще всего становятся лакомым куском для преступников. В арсенале охотников за жильем много методов - от банальной кражи документов жертвы до тонких психологических схем, от грубого шантажа и запугивания до создания видимости дружбы и близости, и даже убийств...

Отсутствие статуса риелторов облегчает преступникам  махинации с недвижимостью
© Российская Газета

Архангельские болота

Организованную преступную группу черных риелторов из Архангельска разоблачить было непросто. Многих владельцев недвижимости созданная банда безжалостно лишала жизни, тела расчленяли. Затем фрагменты тел упаковывали в обрезки пластиковых труб, заливали бетоном и топили. Так поступали практически со всеми жертвами. Чаще всего их вывозили на болота, прятали в выгребных ямах. Останки некоторых убитых этой бандой людей так и не были найдены.

Вот один из таких криминальных случаев, расследованных следователями Следственного комитета РФ. Фигурантом этого дела был дипломированный юрист Денис Якушин. На него следователи и криминалисты вышли после тщательного изучения всех обстоятельств и изучения связей жертв.

Бандиты обманным путем продавали квартиры, а тех владельцев, кто подозревал нечистое, убивали

Оказалось, что чаще всего в окружении невинноубиенных владельцев недвижимости мелькало имя Якушина. Выяснилось, что он после окончания института работал юристом в сфере недвижимости. Жажда легкого заработка побудила его начать преступную карьеру. Дебютировал, обманув даже собственных родителей - предложил им помощь с разменом квартиры. Показал одну, а приобрел совсем другую.

Отец и мать не простили подлости сына - его судили, и он получил условную меру наказания. Однако выводов Якушин не сделал - продолжил свою преступную деятельность вместе с бывшим сотрудником милиции Юрием Ревуцким.

Мошенники обманным путем продавали квартиры, а тех владельцев, которые подозревали что-то нечистое, попросту убивали. Чтобы завладеть очередной квартирой, преступники изобретали различные сценарии. Подыскивали одиноко проживающих граждан, знакомились, вступали в контакт, с кем получалось - распивали спиртное. Дела поставили на поток, закончив одно, принимались за другое.

В 2014 году Якушин и Ревуцкий взялись за очередную жертву - пенсионера Заваринского, человека, пристрастного к выпивке. Началось все стандартно: случайное знакомство, потом серия попоек, после которых мужчина стал доверять новым собутыльникам. Воспользовавшись этим, преступники похитили его паспорт, переклеили фотографию. Несколько раз фиктивно перепродали жилье Заваринского, а когда квартира обрела настоящих владельцев, от бывшего собственника преступники просто избавились.

Старший следователь-криминалист СУ СК РФ по Архангельской области Александр Суханов рассказывал, что пенсионера сначала убили в подъезде его дома, тело погрузили в большую коробку, которую вывезли за город в баню, принадлежавшую матери одного из фигурантов уголовного дела, где расчленили труп и "переместили на болото, прямо за баней".

По крупицам следователи, криминалисты и судмедэксперты восстанавливали картину смерти этой и следующих жертв. В итоге черные риелторы были задержаны, у преступников не осталось ни единого шанса уйти от наказания.

Первым заговорил Ревуцкий. Якушин же до последнего пытался свалить вину на подельника. Когда попытки не увенчались успехом, нанес себе различные увечья, пытаясь изобразить суицид. Но слишком любил жизнь и деньги и уж очень хотел выйти на свободу. Суд не оценил артистичность Якушина. Убийца получил пожизненный срок.

Ревуцкий, который не убивал людей, а только помогал расчленять трупы и активно сотрудничал со следствием, получил не пожизненное, но тоже реальный срок, и на долгие годы оказался в местах лишения свободы.

Участковый оборотень

Участкового г. Колпина Сергея Крохина ценили и коллеги, и начальство. У него грамоты, награды, всё в срок, всегда четко. Руководство могло на него положиться. Никто и подумать не мог, что примерный участковый перед самым выходом на пенсию решит "перейти линию фронта".

Крохин точно знал, кто на его участке живет одиноко, привержен алкоголю или наркотикам, кто склонен доверять незнакомым людям. Понимал и то, чья смерть вызовет подозрение, поэтому жертв выбирал нестандартно. Прежде всего - пожилые женщины, которые вели асоциальный образ жизни. Одна из таких - Салакина. Нигде не работала, пила, сын, тоже Салакин - такой же, вместе пили. Есть квартира, а наследников нет.

Связываться с поддельными документами было опасно. Поэтому схема была иной. Первой должна погибнуть пожилая собственница жилья. А ее сына и наследника женила на себе одна из подельниц Крохина. Она пила с ним, заводила откровенные разговоры, чтобы выяснить, нет ли где родственников, то есть наследников. Вслед за матерью ушел из жизни и он, а квартиру наследовала его новоиспеченная жена. Дальше следовала серия перепродаж.

За то, чтобы никто не счел смерти матери и сына криминальными, отвечал сам Крохин. Он мог контролировать ход проверки, принятие решения о некриминальном уходе бабушки из жизни - то есть констатировать естественное наступление смерти.

Мужчины-наследники обычно умирали от передозировки алкоголя или наркотиков. Долгое время схема работала. Пока одна из жертв не почувствовала неладное и не сбежала - это был Владимир Годовиков. Вот, что он рассказал о происшедшим с ним: "После смерти мамы через год умер папа. Я был в таком состоянии, можно сказать, в опустошенном. И в 2010 году меня нашла Михай Виктория Николаевна. Ну и в один прекрасный момент она осталась у меня на ночь дома".

Через какое-то время, когда для Владимира случайная знакомая уже превратилась в постоянную подругу, она позвала его в гости к родным. Годовикова там очень хорошо, тепло приняли. Виктория познакомила его с дядей - Зобаром Зубовым, который при первой же встрече прямо ему сказал, что если племянница ему нравится, то надо на ней жениться.

Сейчас Владимир считает, что ему в чай тогда подмешивали какое-то зелье.

- Я выпивал у них кружек 6-7 в день. Что было в этом чае, не знаю. Ну было хорошо и уютно у них. Вот мы и подали заявление в ЗАГС. Я общался с ее родственниками, они разговаривали по-цыгански, а я языка не понимал.

Свадьба состоялась. И новые родственники тут же начали интересоваться жильем Годовикова. Квартира не приватизирована и с долгами. Чтобы прописать новую жену, нужно заплатить долг за квартиру, а он составлял уже 300 тысяч. В итоге Виктория прямо попросила дать ей доверенность на квартиру, не на продажу, а на приватизацию, на сбор документов с последующей продажей.

Скорее всего, Владимир подписал бы любые документы. Отрезвил его один случай...

Однажды на ночевку к нему приехали новые родственники.

- Мне постелили на кухне, ну как собачке, - рассказывал он потом следователям. - А сами ночевали в комнате - Виктория, Зубов, другие гости. Я сделал вид, что сплю. Они разговаривали между собой и были слышны фразы: он еще не спит, он еще не спит...

А Владимир действительно не спал. Слушал и подсмотрел, что его вот эта жена с одним из цыган вступила совсем не в родственные отношения... И тогда он все понял. У него хватило мозгов сбежать и написать заявление в полицию. Как потом оказалось, его тоже ждала очень скорбная участь...

Через Зобара Зубова следователи вышли на Сергея Крохина. Его подельники заговорили быстро. Их показаний и доказательств хватило, чтобы бывшему участковому дали пожизненный срок.

Риелторская вольница

Банды черных риелторов продолжают разоблачать. Лидеры и участники преступных сообществ получают максимальные сроки наказания. Но преступлений на рынке недвижимости не становится меньше. Кандидат юридических наук, основатель Цифровой платформы законодательных инициатив Венера Шайдуллина считает, что для того, чтобы снизить уровень преступлений, совершаемых черными риелторами, необходимо разработать законодательство о риелторской деятельности. В частности, нужно установить правовой статус риелторов, прописать их права и обязанности, ответственность за совершаемое действие. Очевидно - проблема требует системного решения. И очень отрадно, что этим сейчас занялись законодатели.

А пока законодатели изобретают новые инструменты защиты, каждому надо помнить: жертвой черных риелторов стать может любой. Чтобы не попасть в ловушку охотников за квартирой, достаточно проявлять разумную осторожность. Не спешите доверять незнакомым людям и уж тем более - выражать это доверие на бумаге, подписывая какие-либо документы.

А если вы все-таки стали жертвой преступления, ни в коем случае нельзя о нем молчать.