В преддверии Дня медицинского работника мы решили побеседовать с «главным доктором» Окружной клинической больницы Еленой Ивановной Кутефа. И вот что из этого получилось…

«Счастье заключается в любви»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

– Многие века общество было уверено, что удел женщины – «kinder, küche, kirche», то есть «дети, кухня, церковь». Почему вы вдруг решили опровергнуть этот тезис?

– В нашем роду всегда было много сильных духом женщин, выполнявших и другие общественные функции – помимо традиционных семейных. У меня перед глазами был пример мамы, которая на протяжении восемнадцати лет возглавляла Нефтеюганскую районную больницу. Поэтому именно так сложилась судьба.

– Вы на протяжении шести лет трудились санитаркой – для того, чтобы набраться необходимого опыта?

– Когда наша семья в 1988 году перебралась на Север, то я сразу начала работать и помогать маме, поэтому записи в моей трудовой книжке начались в возрасте тринадцати с половиной лет. В качестве санитарки я делала первые шаги в медицине – иногда хирурги разрешали мне ассистировать на операциях.

– Вы много лет работали врачом-акушером. Каково это – держать новорожденного и знать, что причастен к его появлению на свет?

– Рождение ребенка – это чудо, а момент перерезания пуповины – великое счастье матери. Но мне все-таки больше нравилось в гинекологическом отделении, колдовать над женщинами, которым ставили диагноз «бесплодие». Знаете, это сродни расследованию детективной истории, когда надо скрупулезно распутать клубок неразрешимых вопросов, понять причину, выявить источник беды. И какое же незабываемое чувство охватывает в тот момент, когда спустя годы приходит письмо с фотографией ребенка: «Говорили, что мне не суждено иметь детей, но благодаря вам на свет появился вот этот человечек!». Такой итог твоей работы важнее всего на свете.

– Вы использовали слово «колдовать». Получается, вы – волшебница?

– Нет. Верующий человек знает, что любая победа – это результат чуда Божия.

– При появлении вас в статусе руководителя ОКБ у многих произошел разрыв шаблона: глянешь на Всеволода Станиславовича Кольцова или Валерия Александровича Каданцева и тут же понимаешь, что перед тобой – главврач: огромный, могучий, громогласный. А тут – хрупкая барышня, какая-то тургеневская девушка…

– У каждого есть свои сильные стороны и преимущества. Женщина опирается на интуицию, хорошо чувствует, как правильно следует повести себя в той или иной ситуации. Руководитель должен разбираться в вопросах и юриспруденции, и экономики, и бухгалтерии, и делопроизводства. Иногда случается, что каждое из этих подразделений работает хорошо, но между ними нет должного контакта. Руководитель как раз должен выступить тем звеном, которое объединяет усилия всей организации. Кроме того, он призван выявлять сильные стороны каждого сотрудника и помогать им проявляться.

– В моем представлении должность главврача – это каторга, когда человек не принадлежит себе, это пребывание в состоянии постоянного стресса, когда ежечасно что-нибудь случается и требует незамедлительного вмешательства, это колоссальный вал работы. Признайтесь, оно вам – зачем?

– Действительно, отчасти это каторга, но очень необходимая другим людям. Опыт руководящей работы я получила давно, когда в 2006 году, будучи врачом-трансфузиологом, возглавила ханты-мансийскую «Станцию переливания крови». Сегодня я чувствую себя на своем месте и контролирую все процессы в учреждении. Мало кто из посторонних может по-настоящему оценить то, что происходит за фасадом ОКБ, но, наверное, и не нужно рассказывать о проблемах и трагедиях, которые неизбежно случаются. Так, серьезнейшим испытанием и для людей, и для всей системы здравоохранения стала пандемия ковида. Тогда каждый день требовалось принятие срочных неординарных решений – где разместить «ковидный госпиталь», как провести разводку системы подачи кислорода по палатам…

Неизбежны трагедии в онкологии, когда врачу необходимо прежде всего выступить в роли психолога, ведь попросту невозможно отстраниться от болезни другого человека и остаться невозмутимым. Если между ними не возникнет эмпатии, то пациент попросту не откроется, и врач не сможет ему помочь. Зато представьте ситуацию: у тридцатилетней женщины обнаруживается запущенная онкология, но ты не проходишь мимо, помогаешь выбраться из глубочайшей депрессии и найти в себе силы для борьбы с болезнью. И когда спустя пять-шесть лет видишь ее полной энергии и оптимизма, то понимаешь, что не зря живешь на свете.

– А где сами черпаете необходимые силы?

– Признаюсь, бывает неимоверно трудно – когда сталкиваешься с серьезными проблемами, грубостью, попытками манипулирования, мелькает порой мысль: может, лучше все бросить? Но каждому человеку дается свой крест – по его силам.

– У нас любят по любому поводу жаловаться на медработников, не осознавая, что львиная доля претензий не относится ни к врачам, ни к медучреждениям – это следствие недочетов всей системы здравоохранения…

– Жалобы – это зеркало, позволяющее увидеть отражение скрытых проблем, нередко они дают повод задуматься и поправить то, что нуждается в корректировке. Конечно, среди них случаются необоснованные, есть граждане, для которых сутяжничество является образом жизни. Жалко времени и сил, которые отнимает разбирательство подобных вопросов.

– В одном из интервью вы назвали ОКБ «Ноевым ковчегом»…

– Это действительно огромный корабль, на котором, во-первых, спасают жизнь и здоровье людей, во-вторых, предоставляются все виды медицинской помощи – за исключением наиболее узких.

– Помню несказанное удивление медработника из другого города: «Это что у вас, главврач крупнейшей региональной больницы пешком идет на работу?! Да быть того не может!»

– Не вижу в этом ничего странного. Служебный автомобиль у меня имеется, но, если есть возможность, предпочитаю ходить пешком. Это позволяет подумать над решением сложной проблемы и одновременно заметить какие-то недочеты вокруг территории ОКБ, например, требующие ремонта элементы благоустройства.

– Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей вы еще и активно вовлечены в общественную жизнь города. У вас слишком много свободного времени?

– Нет, просто это правильно. Конечно, некоторые из обязанностей тяготят, но большинство лишь добавляют смысла жизни. Так, например, недавно владыка Павел оказал мне огромную честь, пригласив войти в состав Союза православных женщин Югры. Моя работа в этой группе будет направлена на защиту здоровья женщин и интересов многодетных семей. Вопросы демографии очень важны, решить их возможно только совместно.

Недавно пригласили побеседовать со студентками ЮГУ, обсудить вопросы семьи и нравственности. Первые полчаса в глазах девушек сквозило недоверие, а потом эта стена вдруг рассыпалась, ведь я говорила о вещах, которые им очень интересны и важны. Помогать и соучаствовать в такой работе я готова не только в стенах ЮГУ.

– О чем мечтаете?

– Чтобы в городе наконец вырос просторный, современный перинатальный центр, а в освободившихся в результате помещениях ОКБ разместили бы другие подразделения. Мечтаю о появлении нейрореанимации, создании комфортного и удобного отделения детской хирургии, реабилитации, расширении возможности оказания столь востребованной паллиативной помощи. Планов много, и есть надежда на их реализацию. Во всяком случае Губернатор Югры Руслан Николаевич Кухарук проникся нашими чаяниями, уже выделены средства на проектирование Центра. Это начало большого пути.

– Однажды мы столкнулись в ветклинике, куда вы принесли лечить подобранного на дороге чужого пса. Неужели мало забот с людьми?

– А разве можно в такой ситуации пройти мимо? На моих глазах собаку сшибла машина, она получила тяжелейшие травмы и месяц провела в лечебнице. В результате хозяева от Проши отказались, и он остался жить у нас – вместе с Джимом, которого еще щенком подбросили к гаражу. Видимо, их Бог послал.

– Ваши дети в профессиональном плане пошли по стопам мамы?

– Отчасти – Валентина учится на ветеринарного врача. Иван пытался было выбрать этот путь, даже учился в медклассе, но в результате стал инженером-химиком.

– Чему посвящаете жалкие остатки свободного времени?

– Увлекаюсь вышивкой. Чтение для меня является образом жизни и той отдушиной, которая позволяет отвлечься от повседневных забот. Нравится кататься на велосипеде.

– Что значит для вас понятие «Ханты-Мансийск»?

– Испытываю огромную благодарность этому городу и живущим здесь людям. Он принял меня как родную, здесь выросли мои дети, в нем созданы прекрасные условия для комфортной семейной жизни, получения образования, в том числе и дополнительного, занятий спортом, приобщения к культуре.

– Елена Ивановна, можно ли назвать вас счастливым человеком?

– Да!

– И в чем же заключается это счастье?

– В любви. У меня есть любимые дети, любимый человек, любимая профессия, а вокруг находятся люди, которые отвечают на любовь любовью.

Андрей Рябов