Шурале остался без охраны, очередь — за Су Анасы
Роспатент признал недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку татарскому лешему
В России признали недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку "Шурале", зарегистрированному в 2024 году казанским ООО "Национальные игрушки". Как стало известно "Реальному времени", аналогичное решение готовится и в отношении запатентованного той же фирмой товарного знака "Су Анасы". Подробности о результатах и перспективах затянувшегося спора о попытках "приватизации" национального фольклорного наследия Татарстана, а также о позиции правообладателя известных брендов — в нашем материале.
Исключительное право исключено
Коллегия Палаты по патентным спорам вынесла и опубликовала решение по делу о товарном знаке "Шурале", который в прошлом году казанское ООО "Национальные игрушки" запатентовало вместе с другими аналогичными товарными знаками — "Су Анасы", "Камыр-Батыр", "Кар Кызы". Дело было рассмотрено в связи с возражением, поступившим в Роспатент от ООО "Казанские подарки", которое ранее проиграло арбитражный спор правообладателю товарного знака "Шурале".
Ранее владелец товарного знака "Шурале" подал к ООО "Казанские подарки" иск на 200 тыс. рублей за нарушение исключительного права на знак. Арбитражный суд Татарстана удовлетворил его частично — постановил взыскать с ответчика 10% от запрашиваемой суммы. В апелляционной инстанции это решение устояло.

Коллегия Палаты по патентным спорам признала действия ООО "Национальные игрушки" по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак "Шурале" нарушающими требования федерального закона "О защите конкуренции" и пришла к выводу, что Роспатент должен признать предоставление правовой охраны товарному знаку "Шурале" недействительным в отношении всех товаров 28-го класса МКТУ. (28-й класс Международной классификации товаров и услуг охватывает товары, связанные с играми, игрушками и спортивным инвентарем, принадлежности для рыбалки и охоты, декоративные и праздничные изделия).
В своем решении Роспатент опирался на решение регионального антимонопольного органа, принятое в марте 2025 года по обращению ООО "Казанские подарки", торгующего национальными сувенирами в магазинах на ул. Баумана. Татарстанское УФАС усомнилось в правомерности присвоения коммерсантами прав на имена героев национального фольклора.
Товарный знак или национальное достояние?
"Незадачливый лесной житель Шурале в Татарстане знаком каждому с самого раннего детства. Трудно себе представить более популярный татарский национальный персонаж. Он непременный участник всевозможных театрализованных представлений на народных гуляниях, комичную нескладную фигурку Шурале можно увидеть в парках и скверах, в сувенирных магазинах, на страницах различных развлекательных изданий и даже на упаковках товаров, — говорится в тексте решения Татарстанского УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Национальные игрушки". — Герой сказки "Шурале" является известным, изучается в рамках школьной программы, а также скульптура "Загадки Шурале" находится у Театра имени Камала в г. Казани".

В подтверждение того, что образ Шурале является национальным достоянием и не может быть "приватизирован" какой-либо коммерческой структурой, татарстанский Минкульт предоставил УФАС огромный список художественных, литературных произведений и научных работ, где упоминается татарский леший.
В свою очередь, ООО "Национальные игрушки" указало, что до даты регистрации товарного знака компания заключила договоры авторского заказа с художником, который создал серию персонажей "Су Анасы", "Шурале", "Камыр Батыр" и другие, а с ИП Мурзиным — соглашение, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель осуществляет продажу паззлов на маркетплейсе.
"Не использовался в фактической хозяйственной деятельности"
В Татарстанском УФАС установили, что зарегистрированное 10 января 2024 года ООО "Национальные игрушки" уже 22 января направило в Роспатент заявку на регистрацию "фольклорных" товарных знаков. А зарегистрировав их в июле, в августе опубликовало в газете "Ватаным Татарстан" объявление с информацией для широкого круга лиц о своих правах и предоставлении возможности предпринимателям заключить договоры на право использования запатентованных знаков. В этот же период было подано обращение в республиканский Минкульт с предложением заключить лицензионные договоры на использование, по сути, национальных культурных ценностей. А еще ООО "Национальные игрушки" направило досудебную претензию театру кукол "Экият" — в связи с использованием в постановках учреждения культуры образов запатентованных им персонажей.

УФАС констатировало отсутствие доказательств, подтверждающих, что ООО "Национальные игрушки" использовало товарный знак и права на него в своей фактической хозяйственной деятельности, при производстве товаров и оказании услуг до публикации сообщения в газете, направления обращения в Минкульт, а также в период направления претензий в адрес ООО "Казанские подарки" и подачи искового заявления в Арбитражный суд и рассмотрения дела в антимонопольном органе.
"Из-за широкой известности и особой культурной ценности персонажа произведения Г. Тукая "Шурале", регистрация в качестве товарного знака обозначения, воспроизводящего имя персонажа, на имя одного лица напрямую затрагивает интересы общества, создав препятствия для его использования в предпринимательской деятельности неограниченного круга хозяйствующих субъектов, — указано в решении Комиссии Татарстанского УФАС. — Действия ООО "Национальные игрушки" по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак №1034117 "Шурале" в целях получения имущественной выгоды путем запрета использования спорного обозначения и взыскание компенсации нарушают требования части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции". Материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Также ООО "Национальные подарки" направило решение УФАС в Федеральную службу по интеллектуальной собственности — документ послужил основанием для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
"Теперь есть основания взыскать неустойку"

Спикер считает, что у татарстанского Минкульта "есть все основания для того, чтобы взыскать все варианты неустойки". При этом депутат высказал неудовлетворенность тем, что сама компания "Национальные игрушки" не откликнулась на его открытое обращение в СМИ, в котором он предлагал ей самостоятельно обратиться в Роспатент с отказом от патентной защиты татарских национальных персонажей.
"Надеюсь, что по остальным товарным знакам будут приняты аналогичные решения"
— Мы удовлетворены, — сообщила "Реальному времени" министр культуры РТ Ирада Аюпова. — Есть решение патентной комиссии о том, чтобы удалить из реестра патент на использование знака "Шурале", и я надеюсь, что и по остальным товарным знакам такого рода будут приняты аналогичные решения.

Она отметила, что это первый в России прецедент, когда имела место попытка продать право использования зарегистрированных знаков такого рода и что, по ее мнению, это является примером ярко выраженной недобросовестной конкуренции.
— Я понимаю, когда патентуются определенные изображения, но когда патентуют право использовать образ в целом — это нонсенс, — говорит министр культуры. — Если патентуется название, соответствующее определенному типу товара, например, игрушке, которая будет называться "Шурале", это нормально. Допустима такая связка — товар и знак, товар и наименование. Но никоим образом не может коммерческая организация патентовать право использования наименования в целом, например, "Царевна Лебедь". Парадокс ситуации именно в этом — запатентовали не товар, а право использования вообще этого словосочетания!
"Мы пытаемся привлечь внимание к проблеме"
На другой исход надеется бенефициар и руководитель ООО "Национальные игрушки" Искандар Асянов. Он сообщил "Реальному времени", что компания уже подала судебный иск с целью обжалования решения Татарстанского УФАС относительно товарного знака "Шурале". И поскольку коллегия Палаты по патентным спорам в своем решении исходила из решения УФАС, он надеется и на отмену решения Роспатента.
— Пока не будет решения по иску об обжаловании решения УФАС, запись о регистрации товарного знака не может быть аннулирована, — говорит Асянов. — Кроме того, если решение УФАС устоит в суде, то Роспатент аннулирует регистрацию товарного знака только в одном 28-м классе — по сувенирам. Но наименование запатентовано в двух классах — одежда и сувениры, значит, останется регистрация по классу одежды.

"Реальное время" поинтересовалось, почему руководитель компании, несмотря на огромный общественный резонанс, не откликнулся на призыв парламентария и выступления представителей республиканского Минкульта добровольно аннулировать регистрацию товарного знака на культурное достояние республики.
— К нам за все время с официальным запросом никто еще не обратился, — возразил Асянов. — А мы, обращаясь в Минкульт и с иском к театру "Экият", хотели изначально привлечь внимание к проблеме, существующей в правовом поле, но с нами никто не захотел общаться. А если бы Министерство культуры как-то бы решило этот вопрос, мы бы этот знак и так отдали. Мы и иск-то подали на минимально возможную сумму — 10 тысяч рублей. Было бы можно подать на 1 рубль — подали бы на 1 рубль. И мы изначально готовы были заключить лицензионные соглашения со всеми бюджетными учреждениями стоимостью 1 рубль за использование наших товарных знаков в культурных мероприятиях.
По словам Асянова, на территории России давно запатентованы и Царевна Лебедь, и Кощей Бессмертный, а знак "Шурале" зарегистрирован в классе алкогольной продукции и "никого это не волнует".
А еще он добавил, что пока никто не обратил внимания, что его компанией зарегистрированы и другие товарные знаки, так сказать, более широкого профиля — "Татар егете" и "Татар кызы", и его компания "будет определять, как будут выглядеть эти образы на сувенирах и одежде":
— Вы можете сделать любое изображение, но в классе, например, сувениров, вы не можете указать, что там нарисована "Татар кызы" — так вы нарушите наши права. Но Министерство культуры и ФАС это не беспокоит. А Челябинский конгресс татар зарегистрировал товарный знак "Татарин", "Татарка" в классе культурных мероприятий. Мы пытаемся привлечь внимание к проблеме культуры и самоидентичности.
Асянов также сообщил, что в одном из соседних регионов у его компании хотят выкупить несколько товарных знаков — татарскую Снегурочку "Кар кызы" и ряд других, чтобы создать аналог нашего Кыш Бабая.