Брак с отметкой в Интернете

В реестре будет храниться информация обо всех браках и разводах, рождениях и смертях. И не только будущих: сотрудники загсов постепенно оцифруют и старые архивные записи. Теперь отметка в реестре станет непременным атрибутом любого брака или прочих важных событий в жизни человека. Всё будет храниться в Интернете. Без секрета всему свету Во все времена свадьба сопровождалась атрибутами, без которых она считалась недействительной. В том числе и в Древней Руси, даже в те времена, когда из многочисленных восточнославянских племён ещё не сформировался русский этнос, а о церковном венчании или церемонии в загсе и вовсе не слыхали. - Свадьба — это всегда публичное действие, — объяснил старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Пётр Сорокин. — Мужчина ставил в известность общество и весь мир, что он взял в жёны женщину. Первые упоминания о брачных обычаях на Руси оставил летописец Нестор в «Повести временных лет». Он хвалил полян: они приводили невесту в дом жениха, а наутро привозили приданое. То есть всё делалось чинно, скромно, по обоюдному желанию семей. То ли дело древляне: они крали девиц и увозили их к себе. А радимичи, вятичи и северяне устраивали в лесах сексуальные игрища с плясками, итогом которых мог стать брак — если парень и девица понравились друг другу и «уговорились». Самые известные из таких игрищ — ночь Ивана Купалы. Нестор упоминает, что мужчина мог иметь по две, а то и по три жены. Но, как бы ни оказалась девица в чужом доме, перед тем, как стать признанной обществом женой, игралась свадьба — она была обязательным обрядом, без которого девушка оставалась лишь наложницей. Традиции в разных племенах были разные, но некоторые выжили и с приходом православия, и даже советской власти. Например, смотрины, выкуп невесты, сговор, различные реальные и шуточные испытания для жениха и невесты. Никаких записей, разумеется, не велось. Разве что о некоторых свадьбах упоминали летописи. Но, разумеется, лишь о княжеских. Достаточно расписаться С приходом православия всё изменилось. Теперь о намерениях жениться надо было ставить в известность не столько общество, сколько Бога. И центральным событием бракосочетания стало венчание. Правда, не сразу. Спустя век после крещения Руси киевский митрополит Георгий в «Заповеди святых отцев по исповедающимся сыном и дщерем» объяснял священникам, что делать с прихожанами, продолжавшими жениться по языческим традициям — указывал, какие брать денежные штрафы, какие назначать епитимьи. И настаивал, что даже «блудные» варианты должны освящаться церковью, то есть венчаться. Но это было только целью, идеалом. В реальности, как указывал известный советский историк, профессор Борис Романов в своей монографии «Люди и нравы Древней Руси», венчались в то время лишь бояре и князья. Холопы и смерды ещё несколько веков продолжали «умыкать» невест или брать их после «срамных» игрищ. А теперь появится ещё один неотъемлемый атрибут свадьбы: отметка в Интернете, в едином реестре. И без неё, если потерял свидетельство о браке, доказать, что человек женат или замужем, будет сложно. И всё же постепенно именно венчание стало обязательным атрибутом брака, а со временем, кроме религиозного обряда, обязательной стала и запись в церковной книге. После Октябрьской революции всё стало наоборот: церковный ритуал потерял юридическую силу. Уже 18 декабря 1917 года советская власть издала Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Теперь сообщать о создании семьи нужно было в первую очередь государству — для этого полагалось расписаться в специальной книге в городской, уездной или волостной управе. «Расписаться» — именно это слово теперь стало синонимом «пожениться», и остаётся им до сих пор. В 1918 году были созданы первые загсы. Правда, церемония в них праздничной не выглядела: процедуру проходила быстро и сухо. Торжественной регистрация брака стала только в конце 50-х годов: появился свой, советский ритуал - свидетели, фата и белое платье невесты, машины с кольцами. Процедуру церковного венчания постигла та же судьба, что тысячу лет назад, — свадебные гуляния: она уже не была обязательной. Кто-то венчался, большинство — нет, и это никак не влияло на признание мужчины и женщины мужем и женой. Так остаётся и по сей день: для создания семьи можно вообще не устраивать торжеств, не облачаться в праздничные наряды, не организовывать застолье, не проходить церковный обряд, а вот расписаться в книге записей актов гражданского состояния необходимо. А теперь появится ещё один неотъемлемый атрибут свадьбы: отметка в Интернете, в едином реестре. И без неё, если потерял свидетельство о браке, доказать, что человек женат или замужем, будет сложно. Виталий Милонов депутат Госдумы - Если к браку относиться как к формальности, то можно жениться и в Интернете. Но речь-то идёт о живых людях и вещах, имеющих сакральное значение. Есть традиция, есть атмосфера самого действия вступления в брак, и невозможно перевести в цифру материнскую любовь или отцовский долг. Человеческие отношения не относятся к миру материального — это мир чувств. Но то, что создаётся единый реестр актов гражданского состояния, -правильно. Это нужно, чтобы упросить жизнь. Всякое бывает, иногда людям надо получить какие-то документы, и сейчас им приходится ехать в тот загс, где их выдали, искать в архивах. А тут всё будет храниться в одном месте, это удобно. Надо оставить машинам то, что они делают лучше, — хранить, считать. А людям оставить любовь и человеческие отношения.

Брак с отметкой в Интернете
© Парламентская газета