Восточная Европа обвинила Брюссель в «пищевом апартеиде»

Власти Словакии, Венгрии, Чехии, Польши и Болгарии обвинили Брюссель в «пищевом апартеиде» после того, как в результате сравнительной экспертизы выявили, что одни и те же продукты питания в западных и восточных странах ЕС серьезно отличаются друг от друга по составу, вкусовым качествам и даже по объему. Как заявил министр сельского хозяйства Чехии Мариан Юречка, по некоторым продуктам страна стала «настоящим мусорным ведром Европы», передает РИА «Новости». В Австрии и Словакии проверили одни и те же европейские марки колбас, сыров, молочных изделий, шоколада, хлеба и напитков. В результате выяснилось, что половина продукции имела отличия от западноевропейской. Причем различия, как заявили инспекторы, «существенно сказывались на качестве». В Венгрии также провели аналогичную проверку. Инспекция коснулась сетевых магазинов Lidl и Aldi. То, что продавали венграм, было хуже, меньше и вреднее. Например, рыбные палочки Iglo Fish Fingers в Венгрии содержали 58% рыбного наполнителя, а, к примеру, в Австрии, где также есть такие магазины, – 65%. При этом упаковка и цена продукции практически не отличается. Также упоминается, что суповые добавки Knorr содержали на 20% меньше наполнителя, чем такие же приправы у западных соседей. Как признался глава администрации премьера Венгрии Виктора Орбана Янош Лазар, он пришел в смятение, когда ознакомился с докладом по итогам такой проверки. «Думаю, что это самый крупный скандал последнего времени», – сказал он. В Болгарии в свою очередь выявили, что как минимум семь из трех десятков продуктов, продаваемых в их стране, отличались от таких же купленных в западноевропейских магазинах.Например, шоколадный десерт содержал меньше молока и какао, а в прохладительных напитках были обнаружены вредные искусственные подсластители. Немецкий и австрийский эквивалент напитка имели в составе только натуральный сахар. При этом многие товары в Болгарии стоили гораздо дороже, чем в западном ЕС. Так, детское пюре было в два раза дороже. На претензии чешского правительства компании-производители заявляли, что стремятся удовлетворить местные вкусы, используя различные рецепты. Юречка подчеркнул, что вряд ли у чехов и австрийцев могут настолько различаться вкусы. «Мы входили в Австро-Венгерскую империю, и если вы посмотрите на наше меню, то поймете, что вкусы у нас одинаковые», – заявил министр. Ретейлеры откровенно признаются, что продают продукты первого сорта в Великобританию, а второго – в Восточную Европу. При этом второй сорт агрессивно рекламируют. «У товаров худшего качества – лучшая реклама, и поэтому люди не смотрят, что где-то чего-то на несколько процентов меньше. Получается, что худшая продукция приносит больше денег», – рассказал экс-премьер Словакии Ян Чарногурский. Между тем, по нынешним правилам ЕС, компании-производители продуктов имеют законное право менять состав продукции в зависимости от места продажи.