Восточный хэндмейд: истории зарубежного успеха таджиских мастеров

ДУШАНБЕ, 31 июл — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В последнее время ручной труд азиатских мастеров все чаще пользуется спросом у европейских покупателей, которые устали от стандартной массовой культуры и ищут чего-то необычного. Слово "икат" в переводе с малайского языка означает "плетение". Действительно, это уникальный процесс вязания узоров, который подразумевает окрашивание нитей в яркие цвета, затем их перенос на станок и плетение вручную. В итоге рождается характерный орнамент с неровными краями — рисунок одного мастера с ведомой только ему одному геометрией. Создаваемая таким образом роскошная ткань очень популярна в Таджикистане, Узбекистане, да и во всей Центральной Азии. Из нее шьют великолепные наряды, игрушки, текстиль и обивку для мебели. Икат — лишь одно из множества творений, которые из века в век создаются в этом регионе. А еще есть керамика, ковроткачество, точечная роспись, резьба по дереву, художественная обработка металла. Большинство потомственных ремесленников живут и творят у себя на родине, некоторые эмигрируют. Sputnik Таджикистан нашел в России несколько мастеров, которые сумели сделать из своего хобби бизнес. Детское восхищение У кого-то интерес к искусству возник в детстве, а кто-то пришел к творчеству уже в сознательном возрасте. Художница Сухайли Камолова, уроженка Душанбе, росла в семье артиста и врача. Мама девушки — доктор по фитотерапии — всю жизнь собирает и исследует лекарственные растения. "Родители часто брали меня в походы, я проводила много времени в горах Таджикистана, исходила сотни тропинок, холмов, лесов и берегов озер. Природу, которая так полюбилась с детства, я мечтала воспевать в картинах", — говорит Сухайли. Девушка пошла учиться в художественный колледж имени Олимова и, закончив его в 1999 году, поступила в Московский художественный институт имени Сурикова. После учебы вернулась на родину, преподавала живопись и даже успела поработать художником-постановщиком на киностудии "Таджикфильм", участвовала в съемках исторического кино о персидском поэте Джалаладдине Руми. Художник Сухайли Камолова, архивное фото Потом Сухайли вышла замуж и снова приехала в Россию. Вот уже несколько лет она живет в столице, вступила в московский "Союз художников" и участвует в выставках со своими работами. Из инженера в дизайнера Дизайнер сумок Мави Масаби родом из Куран-Тюбе. По профессии она инженер, 9 лет честно отработала в сфере энергетики, но это не приносило Мави удовлетворения, и она обратилась к своему давнему хобби. "Шить я любила с 4 класса, постоянно придумывала эскизы, мастерила подарки для родственников и друзей. Столько нарядов и сумок уже сшила для себя и затем дочерей", — вспоминает мастер, которая уже много лет живет в Воронеже. В какой-то момент Мави решила попробовать делать текстиль на заказ. Она начала выставлять фотографии своих работ в интернете, вскоре у нее появились первые клиенты. "Потом я начала искать свою нишу, так как рынок завален обилием вещей. Выбрала саквояжи, которые только-только начали входить в моду, и добавила натуральные камни. Сегодня большинство моих изделий — дамские сумочки в винтажном стиле, и, конечно же, я привнесла в дизайн родные этнические нотки", — гордо рассказывает Мави. Жизнь заново Дальневосточный скульптор и керамист Юсуф Аскаров выбрал творческое направление в юном возрасте. Он получил образование в Республиканском художественном училище им. Олимова в родном Душанбе, затем пошел работать в издательство художественной литературы, иллюстрировал там сборник произведений Булгакова. Одновременно посещал керамическую мастерскую своего старшего брата, где создавал декоративные скульптуры. В 27-летнем возрасте начал участвовать в выставках. Когда-то даже расписывал фасад Никольского собора Душанбе в составе группы художников. В 1992 году, в разгар гражданской войны, Юсуф вынужден был покинуть Таджикистан. "Еще когда я уезжал, понял для себя, что это навсегда. С тех пор так и не бывал на родине, хотя там живут родственники. Для меня это пройденный этап жизни", — признается Аскаров. Керамическая ваза, архивное фото Уже четверть века мастер живет во Владивостоке. Сначала он вынужден был заниматься неквалифицированным трудом: работал маляром, поваром, охранником на автостоянке. А в свободное время Юсуф занимался живописью и графикой. В 1995 году судьба свела нашего героя с человеком, который помог открыть керамическую мастерскую. Аскаров начал выставлять свои работы в Союзе художников Владивостока, появились любители его творчества. Сегодня Юсуф может похвастаться своей мастерской, полным погружением в любимую профессию и поклонниками его таланта. Уже больше 10 лет он преподает на кафедре интерьера в Дальневосточном федеральном университете. Декоративные панно мастера можно увидеть на стенах ряда музеев и театров Приморья. Тарелки и светильники Есть мастера и других национальностей, которые не росли и, возможно, никогда даже не бывали в Центральной Азии, но при этом успешно создают изделия на данную тему. Они хорошо чувствуют другую культуру и используют в своем творчестве азиатские мотивы. Керамист Алина Вестфрид родилась в Харькове, в детстве жила в разных городах и странах. Девушке трудно определить свою национальность, так как в ее жилах течет еврейская, персидская, греческая и славянская кровь. "Мои родственники с папиной стороны жили в Душанбе, возможно, это наложило какой-то отпечаток на то, что мне нравится и что меня вдохновляет. С детства я восхищалась коврами и всякими подарками оттуда с ореолом загадки. Люблю красочное многоцветье, орнамент и сочную южную колористику. Особенно сюзане, что в переводе с арамейского языка ветхозаветных евреев звучит как "этническая красота", — говорит Алина. Родители отговорили девушку идти в художественный институт, думая, что рисование не принесет финансовую стабильность. Алина поступила в медицинскую академию, закончила ее с отличием и проработала 7 лет по профессии. Но ее продолжало притягивать искусство, особенно живопись и яркая восточная керамика. И вот при переезде в Израиль, когда Алина искала работу, произошло чудо. Алина Вестфрид с керамическим изделием, архивное фото "Я случайно зашла на керамическое предприятие, которое было рядом с домом, хотела расписать утель, найденный на местном рынке. Попросила кисти-краски и обещала заплатить за материалы и время, проведенное в их помещении. Мастера спросили, расписывала ли я когда-нибудь посуду, и когда услышали мое "нет", посмеялись, дали материалы, палитру и сказали: "рисуй на здоровье!". После того, как за полчаса я расписала полноценную тарелку с лисой, пришел хозяин мастерской и предложил работу с возможностью бесплатно обучаться", — вспоминает она. Так Алина и начала свою полноценную дорогу в мир керамики: работала, закончила курсы и учила других людей. Затем пошли частные заказы. Несколько лет назад девушка переехала в Москву и сейчас является активной участницей выставок восточного искусства. Дизайнер одежды и интерьера Ирина Бочарова — тоже москвичка. Она в восторге от иката, давно использует его в своих работах. "Эта ткань притягивает великолепными узорами и яркими цветами. Светильники, подушки с восточной вышивкой прекрасно смотрятся как в классическом, так и в современном интерьере. Сегодня такой стиль очень популярен в США, Европе, а теперь и в России", — говорит мастер. Пару месяцев назад Ирина выпустила авторскую коллекцию светильников, абажуров, декоративных подушек и одежды из иката. В кафтанах сделала швы наружу, что придало изделиям современный вид. Где взять материалы и вдохновение? Художнику для написания картин нужны три главных инструмента: холст, масляные краски и мольберт. Все это Сухайли Камолова с успехом может купить в любом специализированном магазине в Москве. Дома девушка с удовольствием рисует натюрморты, иногда портреты. Но чтобы рисовать природу, важно видеть ее перед собой. Ведь Сухайли — приверженец импрессионизма — пишет только с натуры. Поэтому она часто ездит в родной Таджикистан, находит там красивые пейзажи, которые в детстве открыла для себя во время прогулок с родителями, и переносит реальную красоту на холст. После того, как несколько картин готовы, мастер везет их в Россию на выставки. Это процесс сложный, потому что в Таджикистане произведение искусства, созданное даже простым гражданином, считается достоянием страны. Чтобы вывезти свою картину за границу, надо все согласовывать с Министерством культуры. Но Камолова — законопослушный человек: соблюдает формальности, платит налоги. Благодаря этому мы можем видеть в России ее шедевры, созданные прямо в горах "страны ариев". У керамистов главный материал для работы — обожженная глина. Юсуф Аскаров и Алина Вестфрид без проблем покупают ее в русских магазинах. В Приморском крае также много качественного шамота, который нужен Аскарову для его скульптур. Алина привозит из Израиля пигменты, которые нужны ей для окраски изделий. Этим двум мастерам хватает внешних инструментов, главное — поймать внутреннюю идею будущей работы. Юсуф изначально исходит в творчестве из принципа "Жизнь — игра", где есть свои правила, и человек сам автор большинства событий в своей жизни. Он любит делать аллегорические фигуры, отражающие этот принцип, а еще тему музыки. Алина обожает работать с цветом и экспрессией, ведь солнца и ярких красок так не хватает ей в Москве. Юсуф Аскаров в Мастерской, архивное фото Дизайнерам гораздо сложнее с материалами, ведь для шитья им надо "добывать" натуральные среднеазиатские ткани. Традиционный шелковый икат сейчас производят в Узбекистане, Индонезии, Турции и даже в Китае. Это очень дорогая ткань, потому что создается вручную из заранее окрашенных нитей. "Ширина иката всего 40-60 см, а цена около 1000 рублей за метр. Чтобы сшить кафтан, надо примерно 9-10 метров ткани, плюс сама работа мастера. В итоге изделие получается недешевым, но это так красиво!" — говорит дизайнер Ирина Бочарова. Мастер покупает икат у разных поставщиков из Узбекистана. Иногда заглядывает в магазин самаркандского дизайнера Фатимы Арифджановой, которая часто ездит на родину и привозит оттуда натуральные ткани, приборы для рукоделия. Дизайнер сумок Мави Масаби тоже использует в работе шелк, который выпускается только в Узбекистане и Таджикистане. Мастер признается, что сейчас добывает этот материал по оказии: знакомые, посещая Центральную Азию, покупают ткани на местных рынках и везут их в Россию как обычные пассажиры. Потом Мави встречается с ними и забирает ткань в свою коллекцию. Это гораздо дешевле оптовых закупок, и главное, материал прямиком оттуда. В редких случаях Мави пользуется услугами поставщиков тканей с восточным орнаментом в России и Турции. Поклонники и коммерческие планы Сегодня не обязательно иметь постоянную торговую точку и тратить деньги на рекламу, чтобы привлечь покупателей. Главное — начать знакомить людей со своими работами. Первыми зрителями, как и в любом деле, становятся родственники, друзья и коллеги. Авторские работы можно представить на выставках и фестивалях, которые регулярно проходят в крупных городах России. Бывают ярмарки, посвященные востоку, этнической культуре, живописи, одежде и интерьеру, декоративно-прикладному искусству. Керамические изделия, архивное фото Мастера освоили и виртуальное пространство: почти все ведут группы в социальных сетях, каждый день публикуют фотографии своих работ и разных этапов творческого процесса. Еще одна отличная площадка — сайт "Ярмарка мастеров", где любой творческий человек может бесплатно создать свой виртуальный магазин и находить клиентов. Юсуф Аскаров и Сухайли Камолова — члены "Союза художников", их работы выставлены на сайте этой организации и на живых экспозициях, что тоже помогает получить заказы. Среди клиентов Сухайли есть заядлые коллекционеры, даже директор крупного банка, который ценит азиатское искусство. У Аскарова за долгие годы творчества образовалась очередь из заказчиков из разных городов России, Японии, Китая и Австралии. Недавно скульптор изготовил большую вазу для актрисы Наталии Варлей. Юсуф создал скульптуру с изображением 4 кошек в разных эмоциональных состояниях и уже отослал ее в подарок актрисе. Все мастера уверены, что для полноценной раскрутки своего творчества и потока клиентов надо как минимум 4 года. Кто-то уже преодолел рубеж и спокойно творит в свое удовольствие, кто-то — в процессе профессионального роста. У каждого своя шкала успеха, но все счастливы уже тому, что занимаются любимым делом и находят отклик в сердцах людей. Главное — чтобы зритель поверил мудрым азиатским орнаментам.

Восточный хэндмейд: истории зарубежного успеха таджиских мастеров
© Sputnik Таджикистан