С какими куклами девочкам лучше не играть

Оказывается, игра с некоторыми куклами в раннем детстве может повлиять на психику девочек в подростковом возрасте, и вот почему.

С какими куклами девочкам лучше не играть
© Letidor.ru

Как любимые куклы, с которыми девочка играла в детстве, влияют на характер будущей женщины, рассказывает Елена Гончарова, педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Елена Гончарова

Игровая деятельность является ведущей у ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Среди любимых игрушек у девочек часто оказываются так называемые фэшн-куклы (с англ. fashion doll — «модная кукла»): Moxie, Bratz, Monster High, Winx, Barbie. При этом, каким бы ни был сюжет игры, ребенок самоотождествляется с любимой куклой. Девочка представляет себя такой же красивой, яркой, наряженной и счастливой. Казалось бы, ничего плохого в таких фантазиях нет…

Чем могут быть опасны игры с такими куклами

В момент игры с подобными куклами девочка подсознательно усваивает стандарты красоты: тонкая талия, длинные худые ноги, пышная грудь, безупречные черты накрашенного лица, шикарные волосы и так далее. Но эти ценности не ограничиваются внешностью, ребенок также создает образ идеального образа жизни: расчесать и украсить волосы, наполнить свой гардероб яркими, порой откровенными, вещами, встретиться с такими же наряженными подружками или загорелым бойфрендом, чтобы прокатиться на модной машине, на лошадях или попить сок в собственном особняке.

Сформированные в детстве представления о женской привлекательности сталкиваются с реальностью, когда девочка вступает в подростковый период.

Она вдруг понимает, что ее талия недостаточно узкая, ноги не такие длинные, как хотелось бы, а объем груди и вовсе не того размера. Недовольство своей внешностью сопровождается неуверенностью в собственной красоте и, как следствие, в себе. Помимо этого, не оправданы и ожидания яркой жизни, которая была у ее фэшн-куклы, ведь в реальности невозможно все 24 часа в сутки развлекаться и получать удовольствия.

Как итог, девушки начинают изнурять себя диетами, прокачивать свое тело в спортзале, прибегают раньше времени к услугам косметологии и хирургическому вмешательству.

Девочки, усвоившие стандарты внешности и образа жизни fashion-dolls, почти никогда не довольны собственной жизнью и окружающими людьми.

Им кажется, что именно они достойны не просто лучшего, а идеального! Не прикладывая особых усилий, они ждут от кого-то подарков, красивой одежды, дорогой машины и оплаты удовольствий. В обмен они готовы предложить себя красивую.

Нужно ли совсем отказываться от таких кукол

Справедливо заметить, что просто пластмассовая кукла не может так серьезно повлиять на взгляды и ожидания девочки.

Однако кукла в руках девочки – это самоидентификатор.

И при массированной «поддержке» ярких мультфильмов, фотографий в детских журналах, рекламе на телевидении, витринах магазинов, этикетках на соках, картинок на одежде и изображениях на школьных рюкзаках эти мысли подкрепляются в разы: выглядеть и проводить свое время нужно именно так, а иначе быть не должно. Кукла для девочки становится осязаемым проводником в мир этих фантазий.

Что теперь, не покупать фэшн-куклы? Конечно, приобретать можно, но необходимо при этом приглядывать за игрой ребенка.

Нужно помочь придумать профессию для такой куклы, желательно не фотомодели или манекенщицы, а социально значимой – врача или учителя.

В процессе игры для девочки будет полезным усваивать механизмы отношений социального обмена, взаимовыручки, заботы об окружающих. Можно смоделировать семью, где у fashion-doll есть дети, родители. К примеру, она водит сына в сад или дочку в школу, готовит ужин и ходит на работу.

Таким образом, фокус внимания ребенка смещается с себя (когда основная задача – получать удовольствие от жизни и выглядеть красиво) на конструктивные отношения с внешним миром. Помимо этого, домашний «ассортимент» кукол стоит расширить за счет обыкновенных классических кукол без накрашенных глаз, женской груди и выраженной сексуальности.

В игровой деятельности ребенок должен видеть, что куклы, как и люди, бывают разные.

Рассказывайте дочке о том, что внешне женщины бывают разными: высокими и низкими, худыми и полными, с голубыми глазами и карими. Все разные, но по-своему красивые и не менее счастливые, чем игрушечная кукла.

Самое важное, на что стоит обратить внимание, – это материнское участие и пример. Если девочка в одной руке держит фэшн-куклу, а в другой – руку мамы, которая озабочена своей фигурой, внешностью и покупкой все новых и модных вещей, то желание быть похожей на любимую игрушку будет только усиливаться. Ребенок должен знать и видеть в жизни, что у женщины есть роль не только красотки и подружки, но и матери, дочери, сотрудника, супруги, сестры и друга.