День ингушских амазонок
Все мы привыкли отмечать женский праздник весной: ведь именно она олицетворяет юность и красоту. А между тем в древности у многих европейских народов женский день традиционно праздновали осенью. На празднике избиралась Королева урожая, правящая в окружении свиты из молодых женщин. В русском календаре память об этом дне сохранилась в выражении «бабье лето». Отголоски его слышны сегодня и в школьном фестивале «Золотая осень», и в конкурсах, на которых выбирают Мисс Школу или Мисс Мира. День без мужчин У ингушей тоже существовал свой женский день — Цей, отмечался он ежегодно во второй половине сентября. О его происхождении исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что праздник уходит корнями в далекие времена матриархата, другие — что он связан со знаменитыми амазонками, у которых была своя царица. Точно известно, что в праздновании участвовали только женщины. Ни один мужчина не имел права даже издали взглянуть на торжество. В этот день женщины имели право перечить мужьям и спорить с ними даже при посторонних. Не дай бог муж попробует запретить жене участвовать в Цее — на него тут же налетали с упреками все женщины округи. Праздник обычно проходил на природе. В царицы выбиралась женщина средних лет, хорошо знакомая с обрядами, знавшая специальные речи и молитвы. Она выбирала свиту из нескольких девушек с безупречной репутацией, выделявшихся красотой и умом. Попасть в свиту было очень почетно. Женщины во главе с царицей отдыхали от повседневных забот, состязались в силе и ловкости, пели, водили хороводы, пили пиво — в древности оно было ритуальным напитком и готовилось только по особым случаям. Ингушские амазонки Но праздник имел и несколько скрытых целей. Во-первых, это были смотрины: женщины, имевшие сыновей и внуков, присматривались к потенциальным невесткам, оценивали их характер, манеры, расторопность. С другой стороны, праздник позволял вывести «в свет» девочек-подростков, чтобы они брали пример с более взрослых девушек, учились у них смекалке, танцам и умению вести себя. А кроме того, Цей был своеобразной женской олимпиадой — состязаниями в военной и физической подготовке. Задолго до праздника девушки тайком при помощи братьев учились джигитовать, стрелять из лука, владеть приемами рукопашного боя, чтобы показать себя во время Цея. Эти навыки были не лишними в средние века, во времена набегов воинственных кочевников. Бывало, женщины с детьми, оставшись без кормильцев и защитников, вынуждены были бежать высоко в горы, обороняться от врагов и заниматься охотой. Сейчас рассказы об ингушских амазонках могут показаться выдумками. Но в памяти народа сохранились сведения о нападении разбойников на горные села Ингушетии в конце XIX века. Они хотели угнать скот, воспользовавшись тем, что местные мужчины ушли на войну. Но вооруженные винтовками женщины дали им отпор и даже пленили целый отряд грабителей. Уже в ХХ веке жительница горной Ингушетии Эсет Цечоева рассказывала о своей бабушке, по имени Гошта, которая постоянно совершенствовала воинские навыки. У нее был только один брат; заслышав издалека стрельбу, она сразу определяла звук его оружия и, переодевшись в мужчину, на коне мчалась на помощь брату. Попытка возрождения С приходом ислама Цей стал праздноваться все реже. С середины ХIХ века его отмечали раз в 3−5 лет, а после революции он и вовсе угас. В конце прошлого века президент Ингушетии Руслан Аушев попытался возродить древнюю традицию, издав указ об общенациональном женском дне Сесарий Цей. Правда, ритуал немного видоизменился, в нем стали участвовать и мужчины. Возрожденный праздник впервые состоялся 16 сентября 1998 года в местности Абий-гув («Холм Аби»). Место это выбрали не случайно: согласно преданию, Аби была очень сильной женщиной и в честном поединке победила чужеземца, завоевав для своего народа право жить и возделывать эту землю. На отборочный конкурс пригласили наездниц, гармонисток, исполнительниц народных песен, рукодельниц, лучниц, танцовщиц. В день праздника финалистки в национальных нарядах, сшитых собственноручно, пели, танцевали, задавали и отгадывали загадки, обслуживали сидящее за столами жюри, говорили красивые речи на родном языке, вышивали, стреляли из лука, демонстрировали искусство верховой езды. Победительница получила в подарок курхас — женский головной убор в виде рожка. В древности он был очень дорогим, так как шили его из шелка и шагреневой кожи и украшали полудрагоценными камнями. Сесарий Цей официально отпраздновали на республиканском уровне еще два раза, затем несколько раз — «самодеятельно», а потом перестали отмечать. Этнографический роман Очень подробно и красочно описан Цей в романе «Из тьмы веков» ингушского классика Идриса Базоркина. Писатель и его брат Мурад собирали материалы по истории и этнографии, в том числе и сведения о праздновании женского дня. Кстати, дочь писателя Аза Базоркина, тоже этнограф, рассказывает, что каждый абзац романа обсуждался всей семьей, и бывало, что после споров что-то менялось в тексте. Но описание обычаев и обрядов не менялось — передавалось с почти научной точностью профессионального собирателя фольклора. Таким образом, роман сохранил для нас многие ныне забытые реалии ингушской жизни XIX и начала XX веков.